«Водоходъ» о навигации 2013 года: итоги сезона и главные проблемы отрасли
— Каким был прошедший сезон для рынка круизов?
— В 2013 году мы наблюдаем восстановление спроса после действительно провального для всех российских операторов речных круизов 2012 года. Несмотря на рост себестоимости круизов (из-за повышения стоимости топлива, продуктов питания, экскурсионного и портового обслуживания), большинство туроператоров сделали всё, чтобы рост цен за прошедший период был минимальным. Возможно, эти усилия не напрасны, поскольку сейчас мы наблюдаем некоторое, пусть робкое и неуверенное, но восстановление пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошедшего сезона. Однако на докризисный уровень мы всё еще не вышли.
— Как вы оцениваете прошедший сезон для вашей компании?
— Завершающийся навигационный сезон 2013 мы оцениваем как удовлетворительный. На круизном рынке работали 26 единиц нашего флота, который осуществлял круизы продолжительностью от 3 до 21 дня из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары и Казани. По предварительным итогам, мы приняли на круизных теплоходах 112 тысяч клиентов, что на 9% выше аналогичного показателя 2012 года (103 тыс. человек), однако до уровня 2011 года (123 тысячи) пока еще далеко.
13 теплоходов впервые в эту навигацию работали в режиме пансионатов: к услугам отдыхающих предоставлены дегустации фито-чая и кислородных коктейлей, занятия лечебной оздоровительной физкультурой, диетическое питание, набор медицинских услуг.
Помимо этого, в этом году мы вышли на рынок с предложением круизов из Казани и открыли там офис. Рейсы из Казани совершал теплоход «Сергей Кучкин».
В этом сезоне хотелось бы отметить участие во Всемирных студенческих играх. Три теплохода — «Санкт-Петербург», «Федор Шаляпин» и «Сергей Кучкин» –— принимали на своем борту гостей, в основном судейский корпус, Универсиады в Казани. На борту каждого теплохода проживали по 260 человек. Люди дня через три-четыре менялись: одни отработали и уехали, а мы встречали новый заезд.
— Что из запланированного не получилось реализовать и по какой причине?
— К сожалению, не оправдались наши ожидания по работе прогулочного флота в Москве. В столичном регионе мы задействовали 6 единиц прогулочного флота. Высокий спрос 5-7-летней давности на прогулочный флот привел к тому, что акваторию Москвы-реки заполнили десятки пассажирских судов всех возможных типов. Сегодня на речном рынке Москвы собрана большая «коллекция» разнообразных пассажирских судов, включая суда, изначально на которых перевозка людей не планировалась.
Таким образом, предложение явно превышает спрос. По итогу навигации этого года нами принято решение свернуть деятельность малого прогулочного флота в Москве.
Также в прошедшем году в Нижегородском регионе работало 3 единицы флота, а в Санкт-Петербурге — 9 теплоходов типа «Метеор». Работа скоростной линии из центра Петербурга до Петергофа обеспечивает порядка 75% всего нашего объема ( 400 - 410 тысяч человек в год) перевозок малым и скоростным флотом.
— Какие события на рынке вы бы отметили, как самые главные в прошедшей навигации?
— Основная проблема прошедшего сезона — безответственность в работе ряда некрупных туроператоров и судовладельцев. Многие из них не выполняли обязательства перед контрагентами, но это — лишь половина беды. Самое страшное — это отмена рейсов и невозврат туристам денег. Вынуждены констатировать, что мы четко прослеживаем зависимость спроса на наш собственный продукт от подобных событий. Они подрывают доверие клиентов к организатору отдыха, будь то туроператор или турагент, а значит, и ко всему круизному рынку в целом.
Проблема демпинга продолжает быть также актуальной, поэтому поддержание грамотной ценовой политики — задача непростая. В связи с падением спроса прошлого сезона у многих компаний возникает желание привлечь как можно больше клиентов за счет различного рода сиюминутных «горящих» предложений, а это, как мы неоднократно повторяли, путь в никуда. Такая ценовая политика губительная для рынка: может показаться, что привлечение клиентов за счет низких цен поможет одномоментно спасти «провальный» рейс, но подобные шаги приводят к таким нежелательным последствиям, как общее падение спроса на турпродукт, рост недоверия клиента к ценам и турфирмам, невозможность работать по схеме раннего бронирования.
Ведь деньги, полученные от ранней реализации туров, идут, в том числе, на заработные платы экипажей теплоходов и берегового состава, и – главное – на подготовку флота к эксплуатации, в том числе на судоремонт.
— Какие нововведения вы планируете на следующую навигацию?
— Расширять географию речных круизов «вширь» невозможно –— круизным флотом освоены практически все реки и озера. Стоянок не так уж много на туристических маршрутах, так как их количество ограничено количеством официальных причалов, имеющих необходимые разрешительные документы для безопасной швартовки судов. Остается только одно — разнообразить водные путешествия с помощью новых экскурсионных программ по городам.