Южный речной вокзал Москвы: печальная история самого бессмысленного места столицы

Южный речной вокзал Москвы: печальная история самого бессмысленного места столицы
В конце апреля 2023 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия Южного речного вокзала. Наряду с реконструкцией в 2017-2020 годах Северного речного вокзала Москвы, это важное мероприятие в истории речной жизни столицы.

Тем более, что в отличии от Северного, судьба Южного речного вокзала была всегда не простой: мало того, что за полвека он три раза переезжал с места на место, так и в итоге остался никому не нужным зданием, расположенным на отшибе, что в конечном итоге привело к его варварскому переоборудованию в безликий торговый центр.

И хотя судьба сейчас дала еще один шанс вокзалу на новую жизнь, пока радоваться этому особо перспектив нет: речные круизы, в количестве едва дотягивающих до десяти рейсов в навигацию, выполнялись спокойно и без здания вокзала и их выполнение зависит лишь от уровня воды в реках Оке и Москве, а речных прогулок с вокзала как не было раньше, так и нет и сейчас, хотя один рейс от вокзала до Печатников в начале июня все же запустили.

Исторически Южный речной вокзала, хотя, конечно, так он тогда и не назывался, располагался почти в центре Москвы, но с течением времени постепенно «уплывал» от него все дальше и дальше, пока не оказалось в нынешнем месте, и уже хорошим обстоятельством в этой ситуации является то, что его вообще решили заново построить, а не навсегда списать в историю.

В 1874-1877 годах на реке Москве была построена Москворецкая шлюзованная система, включавшая в себя 6 плотин, дававших подпор до 70 см, и столько шлюзов для пропуска судов. Шлюзованная система начиналась с юга Москвы, из нынешнего района Перерва, и до впадения Москвы-реки в Оку в Коломне. С её запуском стала возможно организация регулярных грузо-пассажирских рейсов по реке Москве и причалы были установлены в районе нынешней Космодамианской набережной по правому берегу реки Москвы, ниже нынешнего Большого Краснохолмского моста на Садовом кольце.

Южный речной вокзал Москвы

1. Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936). 2. Здание на Новоданиловской набережной (1936-1972). 3. Дебаркадер на Нагатинской набережной (1972-1985). 4. Здание в Нагатинской пойме (с 1986).

Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936).

Южный речной вокзал Москвы

Космодамианская набережная на реке Москве в Москве

В начале 1930-х годов после реконструкции Москворецкой системы и разборки шлюза и ГЭС на Водоотводном канале, причалы были перенесены ниже по течению на нынешнюю Новоданиловскую набережную. Здесь в 1933-1936 годах было построено капитальное здание Южного речного вокзала, получившего постепенный адрес Варшавское шоссе, дом 3А. В 1933 году началось строительство деревянного здания вокзала, которое было открыто в 1936 году. Автор проекта здания вокзала — Р. Я. Хигер.

Южный речной вокзал Москвы

Здание Южного речного вокзала в конце 1950-х годов было частично перестроено.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Из-за расположения в этом месте вокзала близлежащая железнодорожная платформа Павелецкого направления Московской железной дороги, открытая в 1958 году, получила название «Речной вокзал». После ликвидации вокзала в 1970-х годах была названа «ЗИЛ», а с 1 апреля 2019 года называется «Тульская».

От причалов старого Южного речного вокзала отправлялись пароходы довоенной постройки, выполнявшие рейсы по реке Москве и Оке до Горького (Нижний Новгород), Уфы и Перми. После середины 1950-х годов их заменили пароходы венгерской постройки проекта 737, работавшие в Бельском, Волжском и Московском пароходствах.

Так, московские пароходы «Киев», «Минск» и «Рязань» работали на скорой линии Москва — Горький и Горький — Москва по реке Москве и Оке.

А пароходы «Павел Бажов», «Константин Тренев», «Достоевский» и «Лесков» Волжского пароходства выполняли рейсы по «Московской кругосветке» на линии Москва — Горький — Москва. Суда, отправлявшиеся с Южного речного вокзала Москвы после спуска по реке Москве и реке Оке до Горького затем поднимались вверх по реке Волге до города Дубна, следовали по Каналу имени Москвы и прибывали на Северный речной вокзал Москвы. До начала 1960-х годов существовали перегонные рейсы через центр Москвы с Северного на старый Южный речной вокзалы, проходившие в дневное время.

Пароходы «В. А. Жуковский», «Джамбул», «Иван Кадомцев», «Казань», «Н. Г. Помяловский», «Уфа», «Ярослав Галан» из Бельского речного пароходства работали до второй половины 1960-х годов на маршруте Уфа — Южный речной вокзал Москвы — Уфа, но затем отправление было перенесено на Северный речной вокзал Москвы.

В 1972 году здание старого Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной было закрыто. Пришедшие на смену пароходам 737 проекта двухпалубные теплоходы проекта 305 подниматься вверх по реке Москве к причалам вокзала уже не могли, поэтому было решено построить ниже по течению, но уже на левом берегу новое капитальное здание вокзала.

После закрытия в здании бывшего Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной располагались учебные лаборатории и научно-исследовательские подразделения Московского института инженеров водного транспорта. Во второй половине 1980-х здание было снесено,а на его месте началось строительство нового корпуса института инженеров водного транспорта (сейчас это Московская государственная академия водного транспорта). Стройка была заморожена в начале 1990-х годов, из-за чего здание было достроено и сдано в эксплуатацию лишь в 2006 году.

На время строительства нового здания вокзала, которое затянулось почти на 10 лет, место отправления судов находилось на дебаркадере, пришвартованном ниже Нагатинского метромоста на Нагатинской набережной у метро «Коломенская» — сейчас на этом месте расположен причал «Кленовый бульвар».

Двухпалубный теплоход проекта 305 у дебаркадера Южного речного вокзала на Нагатинской набережной (справа).

Южный речной вокзал Москвы

Строительство нового здания вокзала началось в 1979 году и было закончено в 1985 году, но первый пассажирский теплоход — «Павел Юдин» — ушел в рейс от причалов нового вокзала 30 апреля 1986 года. Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.

Южный речной вокзал Москвы

После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью «Южный речной вокзал». Номера причалов были обозначены световыми табло, с дублированием на английском языке.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, привел к тому, что в 1997 году здание Южного речного вокзала было сдано в аренду под торговый центр, а в 2006 году выкуплено.

О его речном предназначении напоминала лишь торжественная церемония открытия летней прогулочной навигации в Москве, проводившейся «Столичной судоходной компанией» ежегодно в середине апреля. Но с 2013 года церемонию перенесли в центр Москвы в район Парка Горького.

В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление.

Вид торгового центра в 2014 и 2016 годах

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки. В августе 2021 года начался демонтаж здания вокзала, в 2022 году было разобрано и начало выстраиваться заново.

Демонтаж здания вокзала в 2021 году.

Южный речной вокзал Москвы

Строительство нового здания в 2022 году.

Южный речной вокзал Москвы

В апреле 2023 года здание было открыто и архитектурно схоже с тем, которое было построено изначально. Были также восстановлены скульптуры рек на западном фасаде вокзала и надпись «Южный речной вокзал». Однако, со шпиля вокзала исчез парусник, который был там изначально, а с изображения компаса на южной стене — фигура ленты реки Москвы и башня Кремля.

Как выглядит Южный речной вокзал после перестройки?

Общий вид здания

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Скульптуры морей — Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое море.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Причальная зона.

Южный речной вокзал Москвы

В здании 4 этажа. На первом — туристский центр, зал ожидания, кафе, на втором — оранжерея, конференц-зал, библиотека, ресторан, комната матери и ребенка и прогулочный балкон на открытом воздухе, на третьем — экспериментальное пространство и переговорные, на четвертом — открытая терраса на крыше (смотровая площадка).

Вид первого этажа

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Лестница и лифты на второй этаж.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Виды второго этажа.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Виды третьего этажа.

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Смотровая площадка на крыше (4 этаж).

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Южный речной вокзал Москвы

Фото (с): Михаил Архипов / Cruiseinform.ru, Алена Кравченко, Иван Загайнов, Юрий Фомин
Дата публикации: 03.06.2023
Возврат к списку