Южный речной вокзал Москвы: печальная история самого бессмысленного места столицы
В конце апреля 2023 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия Южного речного вокзала. Наряду с реконструкцией в 2017-2020 годах Северного речного вокзала Москвы, это важное мероприятие в истории речной жизни столицы.
Тем более, что в отличии от Северного, судьба Южного речного вокзала была всегда не простой: мало того, что за полвека он три раза переезжал с места на место, так и в итоге остался никому не нужным зданием, расположенным на отшибе, что в конечном итоге привело к его варварскому переоборудованию в безликий торговый центр.
И хотя судьба сейчас дала еще один шанс вокзалу на новую жизнь, пока радоваться этому особо перспектив нет: речные круизы, в количестве едва дотягивающих до десяти рейсов в навигацию, выполнялись спокойно и без здания вокзала и их выполнение зависит лишь от уровня воды в реках Оке и Москве, а речных прогулок с вокзала как не было раньше, так и нет и сейчас, хотя один рейс от вокзала до Печатников в начале июня все же запустили.
Исторически Южный речной вокзала, хотя, конечно, так он тогда и не назывался, располагался почти в центре Москвы, но с течением времени постепенно «уплывал» от него все дальше и дальше, пока не оказалось в нынешнем месте, и уже хорошим обстоятельством в этой ситуации является то, что его вообще решили заново построить, а не навсегда списать в историю.
В 1874-1877 годах на реке Москве была построена Москворецкая шлюзованная система, включавшая в себя 6 плотин, дававших подпор до 70 см, и столько шлюзов для пропуска судов. Шлюзованная система начиналась с юга Москвы, из нынешнего района Перерва, и до впадения Москвы-реки в Оку в Коломне. С её запуском стала возможно организация регулярных грузо-пассажирских рейсов по реке Москве и причалы были установлены в районе нынешней Космодамианской набережной по правому берегу реки Москвы, ниже нынешнего Большого Краснохолмского моста на Садовом кольце.
1. Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936). 2. Здание на Новоданиловской набережной (1936-1972). 3. Дебаркадер на Нагатинской набережной (1972-1985). 4. Здание в Нагатинской пойме (с 1986).
Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936).
В начале 1930-х годов после реконструкции Москворецкой системы и разборки шлюза и ГЭС на Водоотводном канале, причалы были перенесены ниже по течению на нынешнюю Новоданиловскую набережную. Здесь в 1933-1936 годах было построено капитальное здание Южного речного вокзала, получившего постепенный адрес Варшавское шоссе, дом 3А. В 1933 году началось строительство деревянного здания вокзала, которое было открыто в 1936 году. Автор проекта здания вокзала — Р. Я. Хигер.
Здание Южного речного вокзала в конце 1950-х годов было частично перестроено.
Из-за расположения в этом месте вокзала близлежащая железнодорожная платформа Павелецкого направления Московской железной дороги, открытая в 1958 году, получила название «Речной вокзал». После ликвидации вокзала в 1970-х годах была названа «ЗИЛ», а с 1 апреля 2019 года называется «Тульская».
От причалов старого Южного речного вокзала отправлялись пароходы довоенной постройки, выполнявшие рейсы по реке Москве и Оке до Горького (Нижний Новгород), Уфы и Перми. После середины 1950-х годов их заменили пароходы венгерской постройки проекта 737, работавшие в Бельском, Волжском и Московском пароходствах.
Так, московские пароходы «Киев», «Минск» и «Рязань» работали на скорой линии Москва — Горький и Горький — Москва по реке Москве и Оке.
А пароходы «Павел Бажов», «Константин Тренев», «Достоевский» и «Лесков» Волжского пароходства выполняли рейсы по «Московской кругосветке» на линии Москва — Горький — Москва. Суда, отправлявшиеся с Южного речного вокзала Москвы после спуска по реке Москве и реке Оке до Горького затем поднимались вверх по реке Волге до города Дубна, следовали по Каналу имени Москвы и прибывали на Северный речной вокзал Москвы. До начала 1960-х годов существовали перегонные рейсы через центр Москвы с Северного на старый Южный речной вокзалы, проходившие в дневное время.
Пароходы «В. А. Жуковский», «Джамбул», «Иван Кадомцев», «Казань», «Н. Г. Помяловский», «Уфа», «Ярослав Галан» из Бельского речного пароходства работали до второй половины 1960-х годов на маршруте Уфа — Южный речной вокзал Москвы — Уфа, но затем отправление было перенесено на Северный речной вокзал Москвы.
В 1972 году здание старого Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной было закрыто. Пришедшие на смену пароходам 737 проекта двухпалубные теплоходы проекта 305 подниматься вверх по реке Москве к причалам вокзала уже не могли, поэтому было решено построить ниже по течению, но уже на левом берегу новое капитальное здание вокзала.
После закрытия в здании бывшего Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной располагались учебные лаборатории и научно-исследовательские подразделения Московского института инженеров водного транспорта. Во второй половине 1980-х здание было снесено,а на его месте началось строительство нового корпуса института инженеров водного транспорта (сейчас это Московская государственная академия водного транспорта). Стройка была заморожена в начале 1990-х годов, из-за чего здание было достроено и сдано в эксплуатацию лишь в 2006 году.
На время строительства нового здания вокзала, которое затянулось почти на 10 лет, место отправления судов находилось на дебаркадере, пришвартованном ниже Нагатинского метромоста на Нагатинской набережной у метро «Коломенская» — сейчас на этом месте расположен причал «Кленовый бульвар».
Двухпалубный теплоход проекта 305 у дебаркадера Южного речного вокзала на Нагатинской набережной (справа).
Строительство нового здания вокзала началось в 1979 году и было закончено в 1985 году, но первый пассажирский теплоход — «Павел Юдин» — ушел в рейс от причалов нового вокзала 30 апреля 1986 года. Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.
После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью «Южный речной вокзал». Номера причалов были обозначены световыми табло, с дублированием на английском языке.
Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, привел к тому, что в 1997 году здание Южного речного вокзала было сдано в аренду под торговый центр, а в 2006 году выкуплено.
О его речном предназначении напоминала лишь торжественная церемония открытия летней прогулочной навигации в Москве, проводившейся «Столичной судоходной компанией» ежегодно в середине апреля. Но с 2013 года церемонию перенесли в центр Москвы в район Парка Горького.
В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление.
Вид торгового центра в 2014 и 2016 годах
Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки. В августе 2021 года начался демонтаж здания вокзала, в 2022 году было разобрано и начало выстраиваться заново.
Демонтаж здания вокзала в 2021 году.
Строительство нового здания в 2022 году.
В апреле 2023 года здание было открыто и архитектурно схоже с тем, которое было построено изначально. Были также восстановлены скульптуры рек на западном фасаде вокзала и надпись «Южный речной вокзал». Однако, со шпиля вокзала исчез парусник, который был там изначально, а с изображения компаса на южной стене — фигура ленты реки Москвы и башня Кремля.
Как выглядит Южный речной вокзал после перестройки?
Общий вид здания
Скульптуры морей — Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое море.
Причальная зона.
В здании 4 этажа. На первом — туристский центр, зал ожидания, кафе, на втором — оранжерея, конференц-зал, библиотека, ресторан, комната матери и ребенка и прогулочный балкон на открытом воздухе, на третьем — экспериментальное пространство и переговорные, на четвертом — открытая терраса на крыше (смотровая площадка).
Вид первого этажа
Лестница и лифты на второй этаж.
Виды второго этажа.
Виды третьего этажа.
Смотровая площадка на крыше (4 этаж).
Фото (с): Михаил Архипов / Cruiseinform.ru, Алена Кравченко, Иван Загайнов, Юрий Фомин
Дата публикации: 03.06.2023
Тем более, что в отличии от Северного, судьба Южного речного вокзала была всегда не простой: мало того, что за полвека он три раза переезжал с места на место, так и в итоге остался никому не нужным зданием, расположенным на отшибе, что в конечном итоге привело к его варварскому переоборудованию в безликий торговый центр.
И хотя судьба сейчас дала еще один шанс вокзалу на новую жизнь, пока радоваться этому особо перспектив нет: речные круизы, в количестве едва дотягивающих до десяти рейсов в навигацию, выполнялись спокойно и без здания вокзала и их выполнение зависит лишь от уровня воды в реках Оке и Москве, а речных прогулок с вокзала как не было раньше, так и нет и сейчас, хотя один рейс от вокзала до Печатников в начале июня все же запустили.
Исторически Южный речной вокзала, хотя, конечно, так он тогда и не назывался, располагался почти в центре Москвы, но с течением времени постепенно «уплывал» от него все дальше и дальше, пока не оказалось в нынешнем месте, и уже хорошим обстоятельством в этой ситуации является то, что его вообще решили заново построить, а не навсегда списать в историю.
В 1874-1877 годах на реке Москве была построена Москворецкая шлюзованная система, включавшая в себя 6 плотин, дававших подпор до 70 см, и столько шлюзов для пропуска судов. Шлюзованная система начиналась с юга Москвы, из нынешнего района Перерва, и до впадения Москвы-реки в Оку в Коломне. С её запуском стала возможно организация регулярных грузо-пассажирских рейсов по реке Москве и причалы были установлены в районе нынешней Космодамианской набережной по правому берегу реки Москвы, ниже нынешнего Большого Краснохолмского моста на Садовом кольце.
1. Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936). 2. Здание на Новоданиловской набережной (1936-1972). 3. Дебаркадер на Нагатинской набережной (1972-1985). 4. Здание в Нагатинской пойме (с 1986).
Здание Московского речного вокзала на Краснохолмской (ныне - Космодамианская) набережной (1923-1936).
В начале 1930-х годов после реконструкции Москворецкой системы и разборки шлюза и ГЭС на Водоотводном канале, причалы были перенесены ниже по течению на нынешнюю Новоданиловскую набережную. Здесь в 1933-1936 годах было построено капитальное здание Южного речного вокзала, получившего постепенный адрес Варшавское шоссе, дом 3А. В 1933 году началось строительство деревянного здания вокзала, которое было открыто в 1936 году. Автор проекта здания вокзала — Р. Я. Хигер.
Здание Южного речного вокзала в конце 1950-х годов было частично перестроено.
Из-за расположения в этом месте вокзала близлежащая железнодорожная платформа Павелецкого направления Московской железной дороги, открытая в 1958 году, получила название «Речной вокзал». После ликвидации вокзала в 1970-х годах была названа «ЗИЛ», а с 1 апреля 2019 года называется «Тульская».
От причалов старого Южного речного вокзала отправлялись пароходы довоенной постройки, выполнявшие рейсы по реке Москве и Оке до Горького (Нижний Новгород), Уфы и Перми. После середины 1950-х годов их заменили пароходы венгерской постройки проекта 737, работавшие в Бельском, Волжском и Московском пароходствах.
Так, московские пароходы «Киев», «Минск» и «Рязань» работали на скорой линии Москва — Горький и Горький — Москва по реке Москве и Оке.
А пароходы «Павел Бажов», «Константин Тренев», «Достоевский» и «Лесков» Волжского пароходства выполняли рейсы по «Московской кругосветке» на линии Москва — Горький — Москва. Суда, отправлявшиеся с Южного речного вокзала Москвы после спуска по реке Москве и реке Оке до Горького затем поднимались вверх по реке Волге до города Дубна, следовали по Каналу имени Москвы и прибывали на Северный речной вокзал Москвы. До начала 1960-х годов существовали перегонные рейсы через центр Москвы с Северного на старый Южный речной вокзалы, проходившие в дневное время.
Пароходы «В. А. Жуковский», «Джамбул», «Иван Кадомцев», «Казань», «Н. Г. Помяловский», «Уфа», «Ярослав Галан» из Бельского речного пароходства работали до второй половины 1960-х годов на маршруте Уфа — Южный речной вокзал Москвы — Уфа, но затем отправление было перенесено на Северный речной вокзал Москвы.
В 1972 году здание старого Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной было закрыто. Пришедшие на смену пароходам 737 проекта двухпалубные теплоходы проекта 305 подниматься вверх по реке Москве к причалам вокзала уже не могли, поэтому было решено построить ниже по течению, но уже на левом берегу новое капитальное здание вокзала.
После закрытия в здании бывшего Южного речного вокзала на Новоданиловской набережной располагались учебные лаборатории и научно-исследовательские подразделения Московского института инженеров водного транспорта. Во второй половине 1980-х здание было снесено,а на его месте началось строительство нового корпуса института инженеров водного транспорта (сейчас это Московская государственная академия водного транспорта). Стройка была заморожена в начале 1990-х годов, из-за чего здание было достроено и сдано в эксплуатацию лишь в 2006 году.
На время строительства нового здания вокзала, которое затянулось почти на 10 лет, место отправления судов находилось на дебаркадере, пришвартованном ниже Нагатинского метромоста на Нагатинской набережной у метро «Коломенская» — сейчас на этом месте расположен причал «Кленовый бульвар».
Двухпалубный теплоход проекта 305 у дебаркадера Южного речного вокзала на Нагатинской набережной (справа).
Строительство нового здания вокзала началось в 1979 году и было закончено в 1985 году, но первый пассажирский теплоход — «Павел Юдин» — ушел в рейс от причалов нового вокзала 30 апреля 1986 года. Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.
После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью «Южный речной вокзал». Номера причалов были обозначены световыми табло, с дублированием на английском языке.
Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, привел к тому, что в 1997 году здание Южного речного вокзала было сдано в аренду под торговый центр, а в 2006 году выкуплено.
О его речном предназначении напоминала лишь торжественная церемония открытия летней прогулочной навигации в Москве, проводившейся «Столичной судоходной компанией» ежегодно в середине апреля. Но с 2013 года церемонию перенесли в центр Москвы в район Парка Горького.
В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление.
Вид торгового центра в 2014 и 2016 годах
Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки. В августе 2021 года начался демонтаж здания вокзала, в 2022 году было разобрано и начало выстраиваться заново.
Демонтаж здания вокзала в 2021 году.
Строительство нового здания в 2022 году.
В апреле 2023 года здание было открыто и архитектурно схоже с тем, которое было построено изначально. Были также восстановлены скульптуры рек на западном фасаде вокзала и надпись «Южный речной вокзал». Однако, со шпиля вокзала исчез парусник, который был там изначально, а с изображения компаса на южной стене — фигура ленты реки Москвы и башня Кремля.
Как выглядит Южный речной вокзал после перестройки?
Общий вид здания
Скульптуры морей — Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое море.
Причальная зона.
В здании 4 этажа. На первом — туристский центр, зал ожидания, кафе, на втором — оранжерея, конференц-зал, библиотека, ресторан, комната матери и ребенка и прогулочный балкон на открытом воздухе, на третьем — экспериментальное пространство и переговорные, на четвертом — открытая терраса на крыше (смотровая площадка).
Вид первого этажа
Лестница и лифты на второй этаж.
Виды второго этажа.
Виды третьего этажа.
Смотровая площадка на крыше (4 этаж).
Фото (с): Михаил Архипов / Cruiseinform.ru, Алена Кравченко, Иван Загайнов, Юрий Фомин