Как в Китай попали речные пассажирские теплоходы, строившиеся для СССР

Как в Китай попали речные пассажирские теплоходы, строившиеся для СССР
Больше 20 лет три речных круизных теплохода, строившихся в Германии для работы в СССР, вместо водных просторов Волги и Дона работают на реке Янцзы — одной из главных рек Китая.

«Александр Грин», «Аркадий Гайдар» и «Константин Станюкович» — три теплохода проекта 302МК стали последними круизными речные судами, построенными в Германии по заказу Министерства речного флота РСФСР. Чтобы попасть «на Родину» судам не хватило всего-то пары-тройки месяцев. Еще в декабре 1991 года на теплоходы прибыли будущие экипажи из Волго-Донского, Волжского и Московского пароходств (по другой информации — только из Волжского): планировалось что к лету суда все же уйдут в Россию. Но за зиму 1991-1992 годов ситуация в России настолько изменилась, что летом следующего года стало ясно: в России теплоходы не только не ждут, но они и никому не нужны.

Спрашивать с пароходств, которым суда предназначались, было бессмысленно: там не знали куда пристроить уже работавший однотипный флот. Так, Московское пароходство осень 1991-го продало четырехпалубный теплоход «60 лет Октября» в Грецию. Тогда же Волжское пароходство отправило на год пять теплоходов проекта 302 в Испанию ( «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Ленин», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов»), а Волго-Донское — два четырехпалубных теплохода направило обратно в Германию («Новиков-Прибой» и «Тихий Дон»).

Как рассказывал Рудольф Михайлович Шашин, назначенный в 1991 году капитаном на теплоход «Аркадий Гайдар», он прожил в Германии на судне больше года в ожидании приемки и перегона судна в Россию.

«Было много радости — получить под командование такой теплоход! Я прожил в Германии полтора года, каждый день ждал, что будут подписаны соответствующие бумаги. Но в те бурные дни у правительства не хватило денег, чтобы выкупить теплоходы. Мы были даже на приеме у Гайдара — внука того самого Аркадия Гайдара, в честь кого был назван теплоход. Он на тот момент занимал должность первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации, а до этого был министром финансов России. Вот только и он категорически отказался дать финансирование. Так мы потеряли три теплохода, которые бы внесли большую лепту в нашу работу, но, как говорится, увы и ах, мы были беспомощны. «Это были «Станюкович», который должен был идти в Московское речное пароходство, «Аркадий Гайдар» для Волги, Волжское пароходство, и «Александр Грин» — в Ростов-на-Дону», — вспоминал Шашин.

В итоге покупатели нашлись в Китае, где «наши» суда отвечали всем требованиям, как и по уровню комфортабельности, так и по габаритам.

«Не секрет, что такие суда могут работать только в нескольких странах – на российских, украинских, китайских и американских реках. Для рек остальных стран наш теплоход имеет слишком большие размеры», — продолжает первый капитан теплохода «Максим Литвинов» Александром Тараненко, последнего круизного судна проекта 302, принятого в эксплуатацию весной 1991 года, но пришедшего в Россию лишь в 1994 году, после вынужденного путешествия по Европе.

Любопытно, что в том же 1992 году был интерес к однотипным теплоходам 302-проекта Волжского пароходства, находившимся в Испании. Некие представители из США интересовались возможной продажей «Георгия Чичерина» и «Ленина» за океан, но дальше изучения документации на суда дело не пошло.

Летом 1993 года все три теплохода были доставлены на реку Янцзы в Китае, где в ноябре 1993 года получили новые имена: «Аркадий Гайдар» стал Xian Na, «Александр Грин» — Xian Ni, а «Константин Станюкович» — Xian Ting. Владельцем и оператором стала компания China Regal Cruises, а приписаны суда были к порту Наньтуня.

Тогда же была запущена и рекламная кампания, нацеленная на привлечение зарубежной аудитории. Любопытно, что рекламных материалах суда немного омолодили: год постройки был указан 1993-й, а не 1991-й, да и названия судов были уже другие — не местные, а коммерческие, рассчитанные на западную аудиторию. Xian Na («Гайдар») фигурировал как Princess Sheena, Xian Ni («Грин») — как Princess Jeannie, а Xian Ting («Станюкович») — Princess Elaine.

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм
Princess Elaine на реке Янцзы в городе Бадонг. Фото: Михаил Архипов, ноябрь 2007 г.

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм
Princess Jeannie на реке Янцзы в городе Чунцин. Фото: Михаил Архипов, ноябрь 2007 г.

В середине ноября 1993 года состоялся первый рейс, который осуществил теплоход Princess Jeannie. В ходе круиза «3 ущелья» для представителей туристических агентств из США, Японии, Австралии, Швейцарии, Великобритании, Сингапура, Гонконга и Тайваня была проведена презентация новой китайско-американской компании China Regal Cruises, и ее турпродукта —  круизов класса «Люкс» по Янцзы. Любопытно, что уже в 1994 году американская компания Princess Cruises пыталась в судебном порядке запретить на территории США использование в рекламных кампаниях China Regal Cruises названия их судов с приставкой Princess.

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм

В первые регулярные рейсы новые суда вышли в начале мая 1994 года. Туристам предлагали круизы почти по всей судоходной части Янцзы: от Шанхая, расположенного в дельте реки Янцзы на востоке Китая, до Чунцина в центральной части Китая, продолжительностью от 3 до 11 дней. Правда, к концу 1990-х рейсы до Шанхая были отменены из-за обмеления реки, но затем были восстановлены в 2009 году. А благодаря климату навигация была почти что круглогодичной: первые круизы начинались в середине марта, а заканчивались в середине декабря.

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм

В итоге немецко-советская флотилия China Regal Cruises отработала на Янцзы более 15 лет, начав круизную деятельность в середине 1990-х и свернув ее в первой половине 2010-х годов. Главной причиной вывода судов из работы стало моральное устаревание флота, переставшего отвечать современным требованиям комфортабельности, что для зарубежной туристической аудитории является одним из главных факторов. В отличии от России над китайскими 302-ми не производили опытов по модернизации, так как к моменту вывода их из круизной работы на реке появились новые, более комфортабельные суда, построенные здесь же, в Китае. Но и без работы они не остались: Xian Na и Xian Ting стали использоваться как стоечные суда-плавгостиницы на Янцзы, а их систершипа Xian Ni постигла более интересная участь. Какая именно, и что представляли собой круизы по Янцзы глазами туристов — в следующих материалах.

Китайские принцессы: как развал экономики России помог Китаю развить речной туризм
На борту Princess Jeannie. Фото: Михаил Архипов, ноябрь 2007 г.

Далее по теме:

13.01.2019 — На Филиппинах потерпел крушение лайнер Forever Lucky — речной теплоход «Александр Грин» проекта 302

Возврат к списку