Енисейским теплоходам «Матросов» и «Чкалов» продлят срок эксплуатации еще на 5 лет
Разговоры про вывод из работы этих судов начались еще в 2011 году, после трагедии «Булгарии», на волне кампании по борьбе с «возрастными» судами. Первыми тогда под удар попали дизель-электроход «М. Ю. Лермонтов» однотипного проекта 785 и теплоход «Близняк» проекта 646. Предполагалось, что «Лермонтова» выведут из эксплуатации в 2015 году, однако судно встало досрочно — после завершения навигации 2013 года. «Близняк» же закончил работу еще раньше — в 2011 году.
По планам, озвученным в начале 2012 года, предполагалось, что «Чкалов» и «Матросов» встанут на прикол в 2015 и 2016 годах соответственно. Произойдет это после того, как им построят замену.
Стоит отметить, что в части обновления пассажирского флота на Енисее действительно есть результаты. Так в в 2009-2010 годах на реку поступили 4 новых скоростных пассажирских теплохода проекта А-45 («Енисейск», «Иван Назаров», «Красноярск» и «Михаил Годенко».), построенных на Волге в Зеленодольске, которые заменили эксплуатировавшиеся ранее «Восходы», «Ракеты» и теплоходы типа «Заря».
Вторым этапом модернизации енисейского пассажирского флота предусматривалось замена пассажирских трехпалубников на суда нового типа, более экономичные в эксплуатации, созданные на основе судов проекта А-45, но с увеличенной пассажировместимостью, которые предназначались для работы на линии Красноярск — Дудинка — Красноярск. Предполагалось, что суда будут рассчитаны на 120 пассажиров, которые смогут разместиться в каютах, оборудованных санузлами. Имея скорость до 35 км/ч суда смогут совершать полный оборот по линии за 5 суток, а благодаря малой осадке подходить к необорудованному берегу для высадки пассажиров и доставке грузов (с судов 588 проекта грузы и пассажиры на некоторых стоянках сгружали с рейда и доставляли на берег лодками).
В 2012 году в Министерстве транспорта Красноярского края заявили, что первое судно нового типа прибудет на Енисей уже в 2016 году. Однако спустя два года выяснилось, что из-за нехватки средств ждать новострой придется чуть подольше. В январе 2014 года губернатор Красноярского края Лев Кузнецов предложил и вовсе построить «народное судно». В смысле, деньги взять на его постройку не из бюджета, а из карманов пассажиров, ведь пользоваться новым судном будут они сами. Сумма, которую планировали собрать на судно, не называлась, но название придумали сразу — «Виктор Астафьев».
Спустя еще полтора года были озвучены новые сроки того, когда на Енисей поступит новый теплоход. Как заявил в октябре 2014 года генеральный директор компании «Пассажирречтранс» Иван Шевченко, проблема с заменой устаревших пассажирских речных судов, работающих сейчас на Енисее, решится в 2020 году, когда в Санкт-Петербурге построят новый теплоход для енисейских вод.
Так что пока альтернативы «немцам» нет, а так как линия имеет большую социальную значимость для всего региона, то «Матросов» и «Чкалов» будут продолжать работу. Ведь при должном обслуживании срок работы судов может превышать и 100 лет. Примером тому служит пароход «Н. В. Гоголь», работающий на Северной Двине и построенный в 1911 году. А в Москве, также на прогулочных маршрутах, работает теплоход «Максим Горький», построенный в 1934 году. Своевременный ремонт, забота экипажа, должное финансирование — и срок службы может быть очень долговечным, без ущерба безопасности.
Поэтому в межнавигационный период 2015-2016 годов теплоход «Валерий Чкалов» пройдет докование, включающее дефектацию корпуса, ремонт валовой группы и рулей. Также пройдут работы по ремонту двигателей, палубные и прочие мероприятия. Планируется, что по итогам ремонта, в марте следующего года, теплоходу продлят срок эксплутации еще на 5 лет.
Напомним, что «Валерий Чкалов» бы построен в 1953 году и стал первым (головным) судном пассажирских судов проекта 588. 30 марта 1954 года судно было принято в эксплуатацию и на нем поднят советский флаг, после чего, вместе с «Матросовым», теплоход отправился перегоном к месту работы — на Енисей. В отличии от других судов проекта 588, строившихся в Германии, перегон двух первых проходил вокруг Скандинавии (как спустя двадцать лет перегоняли и «Антона Чехова»), а не через Беломоро-Балтийский канал.
Рейсы «Матросова» и «Чкалова» нельзя назвать круизам. Это транспортная пассажирская линия с элементами туристического обслуживания. Круизное судоходство закончилось на Енисее с уходом теплохода «Антон Чехов» в 2003 году в Европейскую часть России.
А о том, как на Енисее развивалось круизное направление и позже свернулось, можно прочитать в воспоминаниях легендарного енисейского капитана Ивана Марусева: «Как на Енисее организовали круизы с иностранными туристами» и «Что спасло круизный туризм на Енисее в 90-е годы».