Как работает методист теплохода «Козьма Минин»: про туристов, печеньки и флот
— Почему вдруг теплоход? Романтики захотелось или просто мимо проходила и решила зайти?
— Это была мечта и она исполнилась! Дядька был капитаном. Родители с дошкольного возраста брали с собой в круизы. На флот подсела плотно, а слезть с него сложнее, чем с известных веществ. Поэтому, без вариантов.
— Как складывалась карьера?
— В 14 лет навязалась официанткам с теплохода «Прикамье», рыдала и умоляла: «Возьмите меня ну хоть что-нибудь делать! Могу спать на полу или даже в коридоре!». Взяли! Каютка в трюме и нехитрая, но ответственная работа: я мыла посуду, протирала приборы, накрывала столы. В 20 лет бросила университет и ушла в свою первую навигацию на теплоходе «Н. В. Гоголь». Тоже навязалась, упросила взять меня в детскую комнату, чтобы присматривать за детишками. Понимания, что именно я хочу делать на борту, у меня не было. Просто жить без парохода было уже невозможно. Одного круиза за лето мне было унизительно мало.
— А в мечтах какой представлялась работа на флоте?
— С детства твердила, что буду капитаном, но что-то пока не сложилось. После первой навигации в роли няньки поняла, что хочу быть голосом судна, так оно и получилось. Я ушла на теплоход «Козьма Минин», да так там и осталась на несколько лет.
— Как образование помогло в работе?
— Три курса журналистики мне пригодились, учитывая, что единственное, что я умею — это болтать!
Как работает методист теплохода «Козьма Минин»
— Мечты разошлись с реальностью?
— Представлялось, что я, вся такая нежная и томная, в летящем платьице и с развивающимися по ветру волосами прогуливаюсь по палубе, солнце ласкает мою кожу, туристы от меня без ума, и весь экипаж в меня влюблён. Но чего-то не сложилось.
Работа в режиме 24 на 7, сложная, кропотливая, не дающая расслабиться вообще, не самые комфортные жилищные условия в кубрике команды в 4-местной каюте. Работать первые два сезона было очень тяжело. Это только кажется, что ты сидишь в радиоузле и иногда что-нибудь говоришь заученными фразами, а остальное время нежишься на солнышке. В реальности твой день начинается в 7 и заканчивается отбоем в 23, нужно постоянно быть начеку, не пропустить ни один город, вовремя рассказать о планах на день, погоде, поздравить всех именинников, ничего не упустить и постоянно импровизировать. По факту я даю туристам какую-нибудь информацию каждые 15 минут.
Тяжело еще и потому, что туристы меня не видят. На сцене проще, потому что всегда можно отвлечь публику своей мимикой и движениями. Здесь же ухо режет любая оплошность. Любая неточность, любая оговорочка туристов выводит из себя. И попробуй не туда поставить ударение. Поэтому я нахожусь в постоянном напряжении, не могу же я портить отдых моим туристам. Участь «говорилки» незавидна. Впрочем, теперь я уже достаточно приноровилась и прокачала свой русский язык, туристы меня любят, приносят мне шоколадки, цветы и печеньки.
С опытом стало легче, появилось больше времени на разнообразные игры, радиовикторины, угадай мелодии и прочие забавы. Туристы с удовольствием со мной играют, а я с ними. Например, в эту навигацию я давала им задание составлять слова из слова «мореплаватель». Листочки со словами они приносили мне в радиоузел, я подводила итоги и награждала победителей. Одна проворная туристка за 5 часов составила 265 слов. Это абсолютный рекорд навигации. Люблю моих туристов.
— Как складывалась карьера?
— Сначала был «Н.В. Гоголь», потом 4 навигации на теплоходе «Козьма Минин», а сезон 2014 года я провела на «Александре Фадееве». Изначально в этом году не собиралась, хотела уже было завязать после «Минина», но тут позвали на «Фадеев», у них не было методиста, поэтому я решила, что могу поработать еще сезон.
— Что оказалось самым сложным в работе?
— Тяжело рано вставать и работать без выходных. Самое сложное начинается в середине навигации. Когда накапливается недосып и усталость. А нужно быть всегда свежей, бодрой, ласковой. Как говорил мой директор круиза: «Ты своей кислой физиономией не имеешь никакого права портить людям отдых! И давай не криви свой плаксивый ротик!».
— Что оказалось самым приятным в работе?
— Ходить по палубе босиком. Сидеть на крыше. Иногда даже забираться туда ночью со спальником и нечаянно засыпать. Сидишь на тенте, а ощущение, что никого на пароходе больше нет. Тент — это место силы. Обожаю проводить там время. И сидеть в рубке. Приятно заводить новые знакомства. Просто интересные, как эффект попутчика: общаешься весь рейс с человеком, а потом он выходит на берег и исчезает из твоей жизни. И такие знакомства, которые потом поддерживаешь годами.
Еще посиделки вечерами в кают-компании. Интернета часто не бывает, поэтому есть шанс знакомиться с людьми здесь и сейчас, а не рассматривать профили в социальных сетях. Играем в разные игры: «мафия», «правда или желание». Обсуждаем что-нибудь злободневное или не очень. Как настоящая семья. Пьём чай, периодически одни уходят на вахту, приходят другие. Вечер тянется и тянется.
А для жизни на борту нужна фантазия и изобретательность. Мы занимаемся йогой и стрейтчингом с девчонками. Постоянно что-нибудь выдумываем, потому что иначе никак. Жить в таком микрокосме тоже надо уметь. Классно встречаться с пермяками. Пермяки же такие шумные до ужаса. Я бортовки не люблю. Но люблю встречаться с пермскими теплоходами.
— Что интересного можешь вспомнить?
— Однажды мой теплоход забыл меня в Нижнем Новгороде. Я в купальных тапочках и футболке вышла проводить туристов на автобусную экскурсию по Нижегородской области, а когда вернулась на причал, пароход был уже далеко, начинался дождь, а в моих карманах не было ни денег, ни телефона.
— А чего не хотелось бы вспоминать?
— Однажды, директор круиза чуть не лишила меня глаза, потому что красить глаза перед зеркалом, которое висит на двери каюты — это реально опасно для жизни.
— Что дала работа?
— Привычку материться при случае. К весне вроде проходит, но там снова начинается навигация. Но главное, что мне дала жизнь на флоте, это самоирония.
— А что с личной жизнью?
— Беда. Потому что когда ты хорошенькая и миленькая, мужчины тебя любят и зовут замуж, но ты любишь пароход. И пароход — вся твоя жизнь. Тут настоящая драма за драмой. Но ничего. Ведь мне уже довольно лет. Хорошенькой и миленькой я скоро быть перестану. И тогда никакие мужчины не помешают мне любить флот.
А если серьезно, то сложно по полгода жить без любимого человека, когда он ждет на берегу.
— Какой график работы и условия проживания на судне?
— С мая по конец сентября я живу на борту. Без выходных вообще. Только дома иногда ночую, когда приходим в Пермь. Я бужу туристов в 7.00 и укладываю спать в 23.00. На мне радиоузел полностью: путевая информация, музыка, все объявления, викторины, поздравления, всё. Это мой рабочий день. За исключением стоянок, конечно. Обожаю говорить: «Внимание! Работает радиоузел теплохода...» Это как-то очень ретро.
У меня удобная одноместная каюта напротив радиоузла. Что может быть чудесней: проснулся и ты уже на работе.
— А с оплатой как?
— Хватает на шпильки и платья, и еще хватает на новые колёса для лонгборда. Автомобиль уже не купить. Но зачем он мне, если я на пароходе живу.
— Зимой тянет обратно на борт?
— Да, всю зиму снится вода. Сезонные работы очень коварны. К концу сезона думаешь: «Всё, больше не могу, устала! Я же взрослая тётя, дети моих одноклассников уже ходят в школу! А я все по пароходам да по пароходам! Всё, с меня довольно!» Но к началу нового сезона всё плохое забывается.
Когда становится совсем невмоготу, иду в затон, дышу, прихожу на пароход, кладу руки на планширь. А пароход такой какой-то сонный, тихий, под снегом, с выцветшими газетами в окнах... Люблю, аж в носу щиплет.