Как была образована и работала плавучая глазная клиника Святослава Федорова на морском лайнере «Пётр Первый»
Четвертым в серии был спущен лайнер «Михаил Суслов». Между тем, первые 3 судна были названы в честь выдающихся композиторов («Дмитрий Шостакович») и писателей («Константин Симонов» и «Лев Толстой»). Что касается «Михаила Суслова», то своим названием он был обязан недавней кончине «серого кардинала» ЦК КПСС, хотя изначально судно должно было быть названо «Василий Соловьёв-Седой».
20 лет тому назад, 30 января 1983 года, «Михаил Суслов» ошвартовался впервые у причала Одесского морского вокзала. Судно было принято в Польше и приведено в Одессу опытным черноморским капитаном, Владимиром Андреевичем Туманом. На «Михаиле Суслове», по сравнению с головным судном, была заметно улучшена конфигурация корпуса, внесены и некоторые другие усовершенствования.
В 1983-88 годах «Суслов» работал на Крымско-кавказской, Ближневосточной линиях, совершая круизы от «Интуриста», в том числе и вокруг Европы, в основном с польскими и немецкими.
В ноябре 1987 года потребовалось передать одно из новых пассажирских судов Балтийскому пароходству (в связи с гибелью теплохода «Михаил Лермонтов» у Новой Зеландии). Речь шла о «Михаиле Суслове» или «Константине Симонове». После продолжительных раздумий выбор пал на последний. Этот период совпал с расцветом «глазной империи» Святослава Федорова — Всесоюзного центра «Микрохирургия глаза». В благоприятных условиях перестройки по стране была создана сеть клиник Федорова — этого талантливого офтальмолога и организатора. Очередь в клиники была расписана далеко вперед. Министерство морского флота пошло навстречу члену-корреспонденту Академии наук, и появился проект плавучей клиники для советских и, главным образом, иностранных пациентов. Базой для нее стал теплоход «Михаил Суслов».
С 19 марта по 2 июня 1989 года производилось переоборудование судна в Бремерхафене на заводе «Ллойд Верфт». За счет автопалубы был построен новейший медицинский комплекс, оборудованный хирургическими модулями стоимостью 1 миллион марок каждый. Всего переоборудование судна обошлось примерно в 27 миллионов марок (все эти расходы аукнулись позже, когда начался финансовый кризис ЧМП). Предполагалось, что на борту будут работать одновременно четыре группы врачей; судно будет курсировать по Черному и Средиземному морям, предоставляя полностью комфорт круизного плавания, а на стоянках — осуществляться глазные операции за дополнительную оплату.
Фирма по эксплуатации судна получила название «Флокс» (флот+око+сервис). 4 июля 1989 года переоборудованное судно прибыло в Одессу. Капитаном в это время был А.П. Комудо. И тут началась настоящая вакханалия предложений по переименованию теплохода. В печати появились предложения — «Антон Чехов», «Михаил Булгаков», «Академик Федоров» и другие. Однако Москва решила иначе: министром был подписан приказ о переименовании «Михаила Суслова» в «Петр Первый». Звучное наименование было выбрано, по-видимому, для привлечения иностранцев.
«Пётр Первый» имел 415 мест. Судно, прибывшее в разгар навигации 1989 года, сразу приступило к работе на линии, а в конце года направилось в порт Дже-бель-Али (Объединенные Арабские Эмираты), где простояло в качестве глазной клиники до апреля 1990 года. Успех был потрясающим. В очередь на операции записалось десять тысяч человек. Десятки офтальмологов из многих стран прибыли в Дже-бель-Али, чтобы воочию убедиться в мастерстве советских специалистов. В операционном блоке были специально установлены телемониторы. Придраться было не к чему -специалисты Федорова подтвердили свою репутацию. Однако война в Персидском заливе нарушила работу в ОАЭ. «Петр Первый» перешел в Ларнаку, Кипр, где проработал до января 1991 года.
В этом месяце Совкомфлот ММФ в одностороннем порядке ликвидировал «ФЛОКС» из-за недостаточных поступлений средств. Безусловно, затраты на медицинское оборудование судна требовали скорейшего возмещения. Сказались и разногласия между Совкомфлотом и тогдашним руководством Черноморского пароходства. В августе 1991 года в «Комсомольской правде» появилась критическая статья «Глаза бы не глядели» с подзаголовком «Как топили плавучую клинику Святослава Федорова». При опломбированном медблоке «Петр Первый» в течение 2-х лет работал как обычное круизное судно. Экипаж потерял все преимущества и доплаты, какие были при работе с «ФЛОКСом». Лишь в феврале 1993 года, после посещения Федоровым Черноморского пароходства и встречи с новым руководством, возобновилась работа уникального судна. Сначала в Гибралтаре, а затем в порту Дубай, ОАЭ.
К этому времени в медблоке была установлена новейшая лазерная установка, чем было привлечено еще большее число иностранных пациентов. Последовавший кризис Черноморского пароходства, неспособность оплачивать текущие эксплуатационные расходы на топливо, воду, продукты, запчасти, растущий долги привели к тому, что в 2001 году теплоход «Петр Первый» был обречен на участь остального флота ЧМП — продан. Но опыт уникального, единственного в мире судна — глазной клиники остался примером предприимчивости, успешной попытки разнообразить услуги пассажирского флота.
В октябре 1995 года судно было отдано во фрахт компании Parkdale Int. Inc. (США), созданной днепропетровским банком «Славянский». Осенью 1997 года в связи с убыточностью бизнеса плавучая клиника закрылась окончательно. Растущие долги и последовавший вслед за этим кризис (разворовывание) Черноморского пароходства привели к аресту судна в декабре 1997 года в порту Джебель-Али (ОАЭ). Иск на сумму в $11 млн. в отношении государственной судоходной компании ЧМП выставила египетская компания Bancomar. Несмотря на то, что «Петр Первый» за год до этого был де-юре продан либерийской компании, суд ОАЭ признал сделку купли-продажи незаконной, и наложил на судно арест. Начались сбои в снабжении судна, экипажу перестали выплачивать зарплату. Последовавший кризис Черноморского пароходства, неспособность оплачивать текущие эксплуатационные расходы на топливо, воду, продукты, запчасти, растущие долги привели к банкротству.
В мае 2002 году в Дубае «Пётр Первый» (к тому времени судно было под флагом Сент-Винсент и Гренадины, поэтому его название было Petr Pervyy) был продан, переименован в Ocean Empress, а затем в марте 2003 года в Ocean Jewel of St. Petersburg и переоборудован в казино. Находясь за пределами территориальных вод США, судно служило плавучей платформой для залов игровых автоматов вблизи города Сент-Питерсберг (Флорида, США) в Мексиканском заливе. В 2005 году владелец судна обанкротился и при отсутствии покупательского спроса на лайнер было принято решение о его разделке.
Галерея
Возврат к списку