На Енисее заканчивается пассажирская навигация 2014 года: каковы ее итоги
В последнее время с пассажирскими перевозками на Енисее сложилась непростая ситуация. Суда, работающие на реке, выработали свой ресурс, и им необходима замена. Так, за последние несколько лет из эксплуатации были выведены два пассажирских судна – дизель-электроход «М.Ю. Лермонтов» проекта 785 и двухпалубный теплоход «Близняк» проекта 646. «Лермонтов» отработал 56 лет и был поставлен на отстой после окончания навигации 2013 года, а теплоход «Близняк», построенный в 1953 году, не эксплуатируется ещё с 2011 года.
Поэтому основная нагрузка на линии Красноярск – Дудинка легла на теплоходы «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов», которые тоже разменяли не один десяток лет. Теплоход «Александр Матросов», построенный в Германии, был принят в эксплуатацию 30 июня 1954 года, а «Валерий Чкалов» и того раньше – 30 марта 1953 года. То есть обоим судам исполнилось уже больше 60 лет.
Ввиду этого неоднократно говорилось о том, что оба судна пора бы уже отправить на покой и заменить на более новые. Проблема была лишь в одном: строительство новых пассажирских дальнемагистральных судов проходило только в планах.
Правда, стоит отметить, что обновление пассажирского флота на Енисее тем не менее происходит: в 2009-2010 годах в Зеленодольске были построены четыре скоростных пассажирских глиссирующих судна проекта А-45. Но работают они только на линии Красноярск – Бор, с продолжительностью рейса одни сутки. При этом путь из Красноярска до Дудинки занимает 3 дня, а в обратную сторону, против течения, 5 суток. Да и рассчитаны они на перевозку только 100 пассажиров, в то время как «Чкалов» и «Матросов» могут принять более 250 человек каждый.
Как заявляли в 2011 году представители компании «Пассажирречтранс», занимающейся пассажирскими перевозками на Енисее, к 2014 году на реку поступят новые скоростные суда, которые придут на смену «Матросову» и «Чкалову», чью эксплуатацию предусматривалось завершить в 2015 и 2016 годах соответственно. По планам, новые теплоходы могли бы принимать на борт до 120 пассажиров, а продолжительность полного рейса Красноярск – Дудинка – Красноярск составляла бы всего 5 суток.
Осенью 2013 года планы по обновлению флота были подкорректированы. Новые суда на горизонте не появлялись, и в разговорах представители администрации уже более осторожно говорили о дате обновления флота, уточняя, что произойдёт это лишь в том случае, если найдётся финансирование.
А осенью 2014 года стало известно, что эксплуатация «Матросова» и «Чкалова» в ближайшее время не закончится. Так, после завершения навигации на переосвидетельствование и ремонт будет поставлен теплоход «Валерий Чкалов». Зимой на судне проведут ремонт корпуса и винтоваловой группы, поэтому срок его работы будет продлён ещё на несколько лет. Информации о работах на «Матросове» пока нет.
Также в навигацию 2015 года произойдут изменения и в работе самих судов. Новое руководство компании «Пассажирречтранс» планирует больше внимания уделять туристическому обслуживанию пассажиров, а не только использовать судна в транспортно-грузовой составляющей. Начиная с 2015 года при покупке билета можно будет оформить туристическую программу, которая предусматривает посещение Музея вечной мерзлоты в Игарке и Музея политической ссылки в Туруханске. При этом будет предусмотрен и автобусный трансфер от теплохода до музеев и обратно, а также экскурсионное обслуживание.
Кроме того, уже сейчас серьёзно расширено информационное сопровождение по ходу движения судов. Все остановочные пункты сопровождаются звуковыми роликами по громкой связи. Добавились рассказы про Ярцево, Ворогово, Игарку, Туруханск, Енисейск, Бахту, Курейку, кроме ночного времени прохождения этих посёлков.