«Инфофлот»: Что будет с рынком речных круизов в 2015 году
Подходящая к завершению навигация 2014 года выдалась сложной, как для компаний, так и для туристов. Через 9 месяцев стартует навигация 2015 года, продажи круизов на которою уже давно идут. Как она сложится? Что будет с рынком круизов? Ждать ли банкроств и с каким компаниями возникнут проблемы?
Председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин ответил на вопросы Cruiseinform.ru по поводу перспектив рынка в следующем году.
— Навигация подходит к концу, и хотя еще только середина сентября, многие суда уже давно выведены из работы. Это лишний раз показывает то, что в этом году навигация прошла сложно. Как вы оцениваете прошедший сезон?
— Первая половина навигации для нас прошла очень неплохо. Ситуацию ухудшило то, что начиная с августа трехпалубные суда не смогли проходить через шлюзы в Городце. Нам пришлось менять расписания некоторых круизов, и это привело к некоторому уменьшению загрузки наших теплоходов.
— Ваш коллега из «Водохода» Александр Трофимов недавно озвучил цифры – круизные компании потеряли до 40% выручки. Вы подтверждаете эти данные?
— Сорок процентов – цифра предельная, у нас она меньше. Дело в том, что наши суда – трехпалубные, средних размеров, с осадкой 2 с половиной метра, и они имели возможность работать по изначально заявленному расписанию до начала августа. А после этого срока существенно изменилось расписание только у одного теплохода, и еще пара круизов — у второго. То есть мы хотя и почувствовали на себе падение выручки, но в меньшей степени, чем наши коллеги с четырехпалубными судами.
— То есть, на самом деле не все так плохо, как это прозвучало?
— Для нас — не так плохо, как для коллег, хотя, конечно, тоже ничего хорошего.
— Основными проблемами навигации 2014 года стали проблемы с водой на Волге, падение спроса на круизы со стороны зарубежных туристов и общее ухудшение экономической ситуации в стране, которое в итоге скажется и на сфере речных круизов. Хотелось бы обсудить эти проблемы. Давайте начнем с ситуации с водой: решится ли проблема к следующей навигации?
— Если будет нормальная снежная зима, то водные запасы в водохранилищах восстановятся, и проблемы не будет. Но также важно, чтобы энергетики, регулируя сбросы воды через Нижегородскую ГЭС, делали это не просто по своему усмотрению, а учитывая интересы речников. Тогда вероятность неповторения нынешней ситуации высокая.
— Как скажется прекращение потока интуристов на российском круизном рынке? Понятно, что компании ориентированные на основную работу с этим сектором понесут значительные убытки. Что будут делать эти компании в навигацию 2015 года при отсутствии загрузки? Переведут суда для работы с российскими туристами? Выведут из эксплуатации и распустят штат до лучших времен? Как эта ситуация скажется на российском секторе круизов?
— Во-первых, хотелось бы верить, что ситуация с падением потока иностранных туристов — временная, и коснется она только предстоящей навигации. Потому что 2016 год еще не потерян, и все зависит от того, в какую сторону и как быстро станет меняться политическая ситуация.
Что же касается 2015 года, то рынок ждет непростая ситуация. Думаю, что несколько судов, задействованных раньше на обслуживании иностранных туристов, могут быть временно выведены из эксплуатации, еще несколько – переориентированы на обслуживание российских туристов.
Хотелось бы надеяться, что судовладельцы будут принимать взвешенные решения, и не станут передавать суда в аренду небольшим мутным компаниям, которые всегда активизируются на рынке в такие периоды. Примеры этому есть. Такие компании арендуют суда, продают путевки, а потом исчезают, не расплатившись с судовладельцем и не выполнив обязательств перед туристами. Либо выполняют несколько рейсов, а потом судовладелец из-за неплатежей уводит судно в затон. Помимо неприятностей для туристов и судовладельца, это приводит к громким скандалам в прессе и запятнанному имени теплохода. Вот этих ситуаций хотелось бы избежать.
— Вот мы подошли и к главному: что будет с рынком речных круизов в России в следующем году. Понятно, что проблема воды решима, что отсутствие зарубежных туристов не является фатальным, но вот ухудшающаяся ситуация в стране может привести к тому, что в следующем году платежеспособность населения упадет, а стоимость турпродукта (топливо, обслуживание судов, зарплаты экипажа и сотрудников офисов, а также другие статьи расходов) значительно вырастет. Так?
— Вряд ли. Для это с российской экономикой должен произойти какой-то коллапс. Но предпосылок для коллапса не видно. Может быть ухудшение, но не думаю, что фатальное. Полагаю, что российский рынок речных круизов останется на примерно прежнем уровне спроса, а затраты на содержание судов если и вырастут, то далеко не в разы.
— По вашим предположениям ситуация в экономике может привести к тому, что в следующем году какие-то компании прекратят работу? Видя, как рушится рынок турагентств и туроператоров, работающих на выездной туризм, у людей возникает беспокойство относительного того, что подобное может случится и с компаниями работающими на рынке внутренних речных круизов. Какое ваше мнение по данному вопросу? Какие компании уйдут, а какие останутся?
— Банкротства компаний, работавших на рынке выездного туризма, объясняются тем, что они жили на растущем рынке за счет растущих оборотов, и прекращение роста рынка оказалось для них смертельно. Но в речной сфере рынок не рос, а падал с 2011 года. Круизные компании, которые не смогли пережить это падение, уже ушли.
С этого года начался рост спроса на речные круизы на российском рынке. Правда, из-за проседания иностранного въездного туризма в следующем году увеличится предложение. Больше всех будут рисковать небольшие компании с одним-двумя судами, которые, пользуясь возникшими возможностями по аренде судов, захотят резко увеличить количество своего флота. Меньше всего, на мой взгляд, будут рисковать круизные компании с именем, узнаваемым стилем обслуживания и постоянной клиентурой. Таких компаний всего несколько. У них самые большие шансы не только пережить эту ситуацию, но и извлечь из нее пользу и обеспечить для себя рост числа клиентов.
Возврат к списку
Председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин ответил на вопросы Cruiseinform.ru по поводу перспектив рынка в следующем году.
— Навигация подходит к концу, и хотя еще только середина сентября, многие суда уже давно выведены из работы. Это лишний раз показывает то, что в этом году навигация прошла сложно. Как вы оцениваете прошедший сезон?
— Первая половина навигации для нас прошла очень неплохо. Ситуацию ухудшило то, что начиная с августа трехпалубные суда не смогли проходить через шлюзы в Городце. Нам пришлось менять расписания некоторых круизов, и это привело к некоторому уменьшению загрузки наших теплоходов.
— Ваш коллега из «Водохода» Александр Трофимов недавно озвучил цифры – круизные компании потеряли до 40% выручки. Вы подтверждаете эти данные?
— Сорок процентов – цифра предельная, у нас она меньше. Дело в том, что наши суда – трехпалубные, средних размеров, с осадкой 2 с половиной метра, и они имели возможность работать по изначально заявленному расписанию до начала августа. А после этого срока существенно изменилось расписание только у одного теплохода, и еще пара круизов — у второго. То есть мы хотя и почувствовали на себе падение выручки, но в меньшей степени, чем наши коллеги с четырехпалубными судами.
— То есть, на самом деле не все так плохо, как это прозвучало?
— Для нас — не так плохо, как для коллег, хотя, конечно, тоже ничего хорошего.
— Основными проблемами навигации 2014 года стали проблемы с водой на Волге, падение спроса на круизы со стороны зарубежных туристов и общее ухудшение экономической ситуации в стране, которое в итоге скажется и на сфере речных круизов. Хотелось бы обсудить эти проблемы. Давайте начнем с ситуации с водой: решится ли проблема к следующей навигации?
— Если будет нормальная снежная зима, то водные запасы в водохранилищах восстановятся, и проблемы не будет. Но также важно, чтобы энергетики, регулируя сбросы воды через Нижегородскую ГЭС, делали это не просто по своему усмотрению, а учитывая интересы речников. Тогда вероятность неповторения нынешней ситуации высокая.
— Как скажется прекращение потока интуристов на российском круизном рынке? Понятно, что компании ориентированные на основную работу с этим сектором понесут значительные убытки. Что будут делать эти компании в навигацию 2015 года при отсутствии загрузки? Переведут суда для работы с российскими туристами? Выведут из эксплуатации и распустят штат до лучших времен? Как эта ситуация скажется на российском секторе круизов?
— Во-первых, хотелось бы верить, что ситуация с падением потока иностранных туристов — временная, и коснется она только предстоящей навигации. Потому что 2016 год еще не потерян, и все зависит от того, в какую сторону и как быстро станет меняться политическая ситуация.
Что же касается 2015 года, то рынок ждет непростая ситуация. Думаю, что несколько судов, задействованных раньше на обслуживании иностранных туристов, могут быть временно выведены из эксплуатации, еще несколько – переориентированы на обслуживание российских туристов.
Хотелось бы надеяться, что судовладельцы будут принимать взвешенные решения, и не станут передавать суда в аренду небольшим мутным компаниям, которые всегда активизируются на рынке в такие периоды. Примеры этому есть. Такие компании арендуют суда, продают путевки, а потом исчезают, не расплатившись с судовладельцем и не выполнив обязательств перед туристами. Либо выполняют несколько рейсов, а потом судовладелец из-за неплатежей уводит судно в затон. Помимо неприятностей для туристов и судовладельца, это приводит к громким скандалам в прессе и запятнанному имени теплохода. Вот этих ситуаций хотелось бы избежать.
— Вот мы подошли и к главному: что будет с рынком речных круизов в России в следующем году. Понятно, что проблема воды решима, что отсутствие зарубежных туристов не является фатальным, но вот ухудшающаяся ситуация в стране может привести к тому, что в следующем году платежеспособность населения упадет, а стоимость турпродукта (топливо, обслуживание судов, зарплаты экипажа и сотрудников офисов, а также другие статьи расходов) значительно вырастет. Так?
— Вряд ли. Для это с российской экономикой должен произойти какой-то коллапс. Но предпосылок для коллапса не видно. Может быть ухудшение, но не думаю, что фатальное. Полагаю, что российский рынок речных круизов останется на примерно прежнем уровне спроса, а затраты на содержание судов если и вырастут, то далеко не в разы.
— По вашим предположениям ситуация в экономике может привести к тому, что в следующем году какие-то компании прекратят работу? Видя, как рушится рынок турагентств и туроператоров, работающих на выездной туризм, у людей возникает беспокойство относительного того, что подобное может случится и с компаниями работающими на рынке внутренних речных круизов. Какое ваше мнение по данному вопросу? Какие компании уйдут, а какие останутся?
— Банкротства компаний, работавших на рынке выездного туризма, объясняются тем, что они жили на растущем рынке за счет растущих оборотов, и прекращение роста рынка оказалось для них смертельно. Но в речной сфере рынок не рос, а падал с 2011 года. Круизные компании, которые не смогли пережить это падение, уже ушли.
С этого года начался рост спроса на речные круизы на российском рынке. Правда, из-за проседания иностранного въездного туризма в следующем году увеличится предложение. Больше всех будут рисковать небольшие компании с одним-двумя судами, которые, пользуясь возникшими возможностями по аренде судов, захотят резко увеличить количество своего флота. Меньше всего, на мой взгляд, будут рисковать круизные компании с именем, узнаваемым стилем обслуживания и постоянной клиентурой. Таких компаний всего несколько. У них самые большие шансы не только пережить эту ситуацию, но и извлечь из нее пользу и обеспечить для себя рост числа клиентов.