Почему «Ространстур» заявил на 2018 год теплоход «Рихард Зорге» вместо «Башкортостана»
В настоящее время расписание рейсов на «Башкортостане» на сайте компании нет, но в профилях компании в социальных сетях его найти можно. Согласно ему, начать работу в этом году «Башкортостан» должен был с рейса Уфа — Казань — Болгар — Уфа, который был запланирован с 26 апреля по 3 мая. Следующим значился рейс по маршруту Уфа — Волгоград — Уфа с 3 по 16 мая, за ним рейс до Перми с 16 по 23 мая, а с 23 мая по 1 июня — до Чебоксар.
На июнь были запланированы рейсы до Бирска (1-3 июня), круиз по маршруту Уфа — Белозерск (с посещением Вытегры и Кижей) — Уфа с 3 по 21 июня, за ним, с с 21 июня по 1 июля, должен был состоятся «футбольный» круиз по маршруту Уфа — Самара — Казань — Уфа, а следом, с 1 по 18 июля, — рейс до Москвы с посещением Твери. С 18 по 25 июля был снова запланирован рейсы до Казани и Болгар, а 25 июля по 3 августа — до Самары.
С 3 по 5 августа — круиз в Бирск, с 5-го по 20-е — из Уфы до Астрахани, с 20 до 31 августа — в Ярославль, с 31 августа по 2 сентября до Бирска, со 2 по 7 сентября — до Елабуги, затем с 7 по 9 сентября снова до Бирска, с 9 по 18 сентября — до Казани с заходом в Тетюши, а с 18 сентября по 3 октября — рейс до Астрахани. Завершить сезон 2018 года на «Башкортостане» «Ространстур» планировал рейсом с 5 по 7 октября до Бирска.
Причиной замены «Башкортостана» на «Зорге» стало то, что в октябре 2017 года «Башкирское речное пароходство» и его дочернее предприятие ООО «Речной порт Уфа» направили в арбитражный суд Башкирии исковые заявления о взыскании долгов с «Ространстура» в размере 2,37 млн рублей, в том числе и за аренду в 2017 году теплохода «Башкортостан».
Впрочем, финансовые претензии к «Ространстуру» были не только у пароходства. Члены экипажа «Башкортостана» в ноябре прошлого года жаловались на невыплату компанией заработной платы.
«Вознаграждение в форме оплаты труда сегодня так и не получили. Не меньше 3 миллионов экипажу должны. Только зарплату. И более 3 месяцев не оплачено», — заявил RB7.ru капитан теплохода Загит Султанов.
«Аферисты и мошенники, потому что обманули многих туристов, многих людей. Туристы с нами связываются, туристы нам звонят. Они ещё и умудряются продавать путёвки на следующий год, что самое страшное. Ответ пришёл из Самары, что по юридическому адресу этой фирмы нет. Теперь, наверное, будем обращаться в другие инстанции», — продолжает там же Наталья Блохина, старший проводник теплохода.
Были претензии и у пассажиров: за отмененный последний круиз в Астрахань, с 24 сентября по 9 октября, компания не вернула им деньги.
В то же время на сайте компании появилось новое расписание, где вместо «Башкортостана» появился «Рихард Зорге», а также новый график круизов на 2018 год.
Хотя «Рихард Зорге» официально приписан к Нижнему Новгороду, но последние лет 20 судно работало на рейсах из Москвы: еще с середины 1990-х годов Юрий Павельев брал его в аренду у Волжского пароходства, а в конце 2000-х выкупил теплоход для своей компании «Речтурфлот».
Но в отличии от «Башкортостана», который несмотря на сложную ситуацию, связанную с процедурой банкротства пароходства, до последнего оставался на ходу, сказать такое про «Зорге» нельзя: последние 3,5 года теплоход в работу не выходил. Связанно это было с банкротством компании «Речтурфлот» летом 2014 года. Тогда судно поставили на прикол прямо по среди навигации — в середине июля.
В 2016 году, когда возникла компания «Волга Лайн», имевшая косвенную связь с «Речтурфлотом» через общих учредителей, «Рихард Зорге» появился в расписании круизов на тот год, которое опубликовала «Волга Лайн» вместе с другим бывшим судном «Речтурфлота» — «Александром Свирским».
Но в отличии от «Свирского» в работу «Рихард Зорге» так и не вышел, а вскоре расписание круизов на нем, кстати, идентичное графику «Свирского», исчезло и с сайта компании. И пока «Александр Свирский» успешно трудился на речных маршрутах в 2016-2017-м годах, «Рихард Зорге» стоял на приколе в затоне судоремонтного завода в Белом городке, что находится в Тверской области.
В графике круизов на 2018 год указано, что открыть навигацию теплоход «Рихард Зорге» должен из Москвы до Уфы с 22 мая по 2 июня. Как и последующие рейсы, первый идет с возможностью посадки в Нижнем Новгороде, а также с отправлением из Уфы.
По сравнению с графиком работы «Башкортостана» расписание «Зорге» не сильно отличается — те же маршруты и почти в те же даты. Но есть и определенные нюансы. Как известно, перед началом сезона туроператоры проводят три согласования, где утверждается будущие маршруты их судов и пункты захода. В некоторых случаях — с согласованием времени отправления и прибытия. И если для Волги это не критично, то для круизов, связанных с прохождением шлюзов Волго-Балтийского канала и Канала имени Москвы — обязательно.
И хотя в расписании «Зорге» значится три захода в Москву, а также рейс через Волго-Балт, никого из представителей компании ни на одном из совещаний не было, а присутствующие лица из других компаний за них это не делали (по сложившейся практике многие туроператоры делегируют право утверждать их маршруты на согласованиях коллегам из других компаний). С одной стороны это не критично — в случае большой необходимости местная администрация водных путей может выделить свободную нитку на проход, а уж в какое время будет свободное окно — это будет зависеть от других компаний. С другой — говорит об отношении к работе.
Как в итоге сложится ситуация станет ясно уже скоро. В конце концов опыт срыва заявленных круизов у «Ространстура» уже есть — в 2016 году ни одного из заявленных и продаваемых круизов на теплоходе «Муса Гареев» выполнено не было.