Арт-директор теплохода «Панферов» о своей работе: «Улыбаемся и пашем»

Юрист и арт-директор теплохода «Панферов» о своей работе: 3 главных причины, чтобы любить флот

Алена Шибаева четыре навигации провела на круизных судах, работающих на казанском рынке. Начав с аниматора на «Борисе Полевом», она дошла до позиции арт-директора «Федора Панферова». Минувший год осталась на берегу, но говорит, что это временно, так, для передышки, а в будущем снова хочется оказаться на борту, где жизнь кипит пять месяцев подряд, нет ни выходных, ни свободного времени, зато есть то, чего нет на берегу.

«...Если спросить меня, как я вдруг оказалась на борту среди экипажа, то можно, конечно, долго рассказывать о том, что наша семья каждый год отдыхала на теплоходах, мы исходили всю  Волгу, Каму и Оку, побывали на Дону, а работа на теплоходе мне представлялась вообще идеальным вариантом и смыслом жизни, но тут надо копать глубже.

Как-то раз, когда я уже отработала три сезона, мама мне призналась, что тяга к воде мне досталась от папы, который хотел пойти на флот, но не пошел. То есть судьба, от которой не уйти, отыгралась на мне.

Попасть работать на теплоход было не так сложно, как представлялось изначально, но я долго следовала за своей мечтой, как там самая принцесса из Disney. По образованию я юрист, но как говорил декан нашего университета — каждый юрист должен быть артистом. Я сочетала в себе оба этих качества, не зря же училась в театральном кружке.

Юрист и арт-директор теплохода «Панферов» о своей работе: «Улыбаемся и пашем»

В 2004 году в круизе до Ростова-на-Дону на «Николай Гастелло» (сейчас это «Алексей Толстой») я увидела работу детского аниматора и твердо решила, что это мое будущее. Ведь получается идеальный вариант: мало того, что ты плаваешь, так еще и деньги платят. Прямо-таки, в гостях у сказки.

Да, на берегу все думают, что работа на теплоходе — это отличное совмещение работы и отдыха. Я вот так думала, но пока в 2012 году не оказалась на борту «Бориса Полевого». Оказалась я там с подачи моей знакомой, которая выслушав мои хрустальные планы о работе на теплоходе, резюмировала: «Хватит платить за отдых, нужно совмещать приятное с полезным!».

У меня не было ни актерского образования нет, ни опыта работы с аудиторией — я вообще не могла представить, как я выйду на публику. Но, забегая вперед, скажу, что если  так относится к планам и жизни, то никогда ничего не добьешься. Все, как это ни банально звучит, приходит с опытом.

Мне повезло с первым местном работы: «Полевой» — небольшой двухпалубный теплоход проекта 305, был идеальным местом, где можно было освоить сразу и навыки ведущего развлекательных программ, и детского аниматора, и даже фитнес-инструктора.

Зимой 2013 года я отправила резюме в разные компании, понимая, что шансы попасть даже на трехпалубный теплоход невелики, но глаза боятся, а руки сделали — в итоге я попала сразу аж на четырехпалубный «Сергей Кучкин».

Но так получилось, что отработав навигацию на «Кучкине», и решив связать себя с ним и дальше, я затем дебютировала уже на «Панферове», с которым и осталась на следующие два года, где уже стала арт-директором. То есть, пошла на повышение должности, но с понижением палубности.

Юрист и арт-директор теплохода «Панферов» о своей работе: 3 главных причины, чтобы любить флот

Что важно в работе аниматора? Две вещи: голос и здоровый полноценный сон. Ну про такие мелочи, как нордический характер, горячее сердце, холодную голову и чистые руки я, пожалуй, промолчу.

Помню, в 2015 навигация только началась, третий рейс, а у меня пропадает голос. Мы не знали что делать, я даже шепотом говорить не могла. Лекарства — никакого толка. На помощь пришла старшая проводница — отправила меня греться в сауну и разными народными отварами отпаивали.

Со сном сложнее, тут никакие травы не помогут. Все пять-шесть месяцев, что мы находимся на борту, работаем без выходных. Тяжело становится в середине навигации, когда начинается недосып, когда тебе кажется, что все идет по кругу. Хотя, конечно, не кажется, так и есть. Не впасть в «День сурка» помогает как раз работа.  Все время я должна прибывать в отличном и зажигательном настроении и самое главное улыбаться.

Свободное время? Как только вы окажитесь на борту не гостем, а работником, то сразу же забудете, что такое странное явление бывает. Иногда приходится ложится спать в три часа ночи и просыпаться в семь утра, потому что нужно проводить туристов на экскурсию. А потом поработать в сувенирном киоске, провести дневную развлекательную программу и, для контрольного, обязательный вечерний концерт. А еще бывает, что в день проходит до пяти программ. А бортовки по отправлению и прибытию кто будет проводить? Пушкина на все не хватит.

Конечно, бывают такие моменты, когда устаешь. Но, если меня спросят, как я расслабляюсь, то я спокойно скажут, что не напрягаюсь.

Все эти, казалось бы, каторжные условия труда компенсируются хорошей зарпл..., ой извините, удовольствием тех, для кого мы работаем. Было неожиданно, когда на моих глазах туристка плакала на «пиратской бортовке», потому что заканчивался круиз, ей все понравилось, и она не хотела с нами расставаться. А в прошлую навигацию нас неожиданно собирает директор круиза: оказывается, что один из туристов подарил каждой девушке из арт-состава по розе.

Самое сложное в работе на борту — это найти со всеми общий язык. С экипажем, конечно, в первую очередь. Туристы сели и вышли, а с коллегами ты как на подводной лодке, с которой не выйдешь.

А с туристами мы всегда находим общий язык. Хотя бывают и сложные случаи. Помню как на программе «Новый год летом» или как его еще называют «Новый год наоборот» — это такое интересное арт-мероприятие, проводящееся почти поголовно на теплоходах всех компаний, которое смотрится также нелепо, как и если бы в Новый год праздновали день летнего солнцестояния, читая записку от дочери нашего капитана, которая просила «братика в новом году», я поняла, что разочаровывать веру ребенка в Деда Мороза, но как тут быть?

А так с гостями у нас всегда идеально. Иногда бывает, конечно, раздражает, когда фотографируют без предупреждения, а потом смотришь на свои красивые фотографии в социальных сетях и понимаешь: а все таки классно, что любят!

Конечно, возникнет вопрос и о том, как все это отражается на финансовом положении. За 50 кг улыбок пассажиров летом зимой продуктов не купишь. Что касается работы непосредственно в навигацию, то оплаты хватает с лихвой. После сезона я начинаю одевать себя с ног до головы. Прелесть такой работы в том, что ты получаешь те же деньги, что и на земле, извините, берегу, но у тебя меньше трат. Тебе не нужно заботиться, что поесть, где поспать. Платы за ЖКХ, опять же, нет. В конце навигации удается скопить приличную сумму. Но кому и когда не хотелось бы получать больше, чем имеешь? Поэтому, когда на реке первый лед, то я работаю по специальности — юристом.

Юрист и арт-директор теплохода «Панферов» о своей работе: 3 главных причины, чтобы любить флот

В навигацию 2016 года я осталась на берегу, решила, что нужно начать приземленную обычную жизнь. Но ломка и желание сесть на теплоход начались с первыми теплыми денечками, все лето пыталась переломаться, не получилось. Все же работа на борту теплохода – это диагноз:  попав один раз туда снова тянет постоянно. Да, не бывает здоровых, а есть не долеченные, но эта болезнь положительная. Поэтому в планах желание вернуться на работу на борт. Главное, чтобы семья и молодой человек отпустили...».

Возврат к списку