Скончался экс-капитан теплохода «Бородино» Валентин Чернов

Скончался экс-капитан теплохода «Бородино» Валентин Чернов


3 ноября после тяжелой и продолжительной болезни скончался Валентин Иванович Чернов — бывший капитан теплохода «Бородино». Экипаж судна он возглавлял почти 15 лет: заступив на должность в 1999 году, через год после того, как компания «Альба» запустила первое в России частное круизное судно, теплоход «Бородино» он оставил в 2014-м.

Из интервью Валентина Чернова, которое он дал в 2002 году:

— Валентин Иванович, как вы стали капитаном?

— Это долгая история. Но если коротко, то кто же в детстве не мечтает быть капитаном? Правда, вначале я хотел стать летчиком, но затем, увидев тельняшку, фуражку и другие атрибуты моряка, решил стать капитаном. На выбор профессии повлиял также тот факт, что я родом из Чистополя, а он находится на Каме. Это, можно сказать, порт пяти морей. Когда видел пассажирские суда, к ним тянулась душа, поэтому я и выбрал профессию речника. Окончил Пермское речное училище в 1974 году. А потом прошел обычную служебную лестницу. Сначала был третьим штурманом, потом вторым, затем первым и так постепенно дошел до капитана.

— Сейчас в стране рыночная экономика. Лично вам когда жилось проще: в прежние времена или сейчас?

— Раньше за нас кто-то думал, планировал нашу жизнь. Сейчас хотя и сложнее (нужно самим решать многие вопросы), но интереснее, появился настоящий смысл в работе. У нас частное судно, частная компания, мы сами себе хозяева. Как поработаем, так и получим.

— Были ли в вашей практике какие-либо экстремальные ситуации?

— Когда я плавал на другом судне, бывало, что мы садились на мель, случались и столкновения с грузовыми судами, но в то время решения принимал не я, так как еще не занимал должность капитана. На этом судне я работаю капитаном третий год, и пока экстремальных ситуаций не возникало.

— Как ваша семья относится к такому графику работы, к длительным разлукам?

— Приспосабливаемся как-то. У нас часто работают целыми семьями. У меня, например, жена здесь бухгалтером, дети тоже очень часто плавают с нами; они, кстати, родились на теплоходе, наверное, поэтому их все время тянет сюда.

— Вы управляете сравнительно небольшим судном. Это сложнее или проще, чем быть капитаном большого теплохода?

— Управлять большим, например четырехпалубным, судном намного легче, чем нашим. Там все насыщено самой современной техникой — японскими радарами, гидролокаторами... На таком судне, когда идешь с хорошей видимостью, в автоматику закладывается курс, и в плохую погоду видимость тебя уже не волнует: проходишь этот курс на автопилоте. А на «Бородине» — те самые приборы, которые были установлены 40 лет назад, просто мы их поддерживаем в хорошем техническом состоянии. Работая на небольшом судне, вы должны отлично знать его маневренные качества, характеристики. Здесь нужно быть асом...

Фото: Елизавета Гуллер

Возврат к списку