Теплоход «Александр Пушкин» впервые совершил прямой рейс на Соловецкие острова
Ранее «Пушкин» работал на речных маршрутах — выполнял рейсы из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Санкт-Петербурга. Но в этом году его маршрут работы изменился — на весь сезон навигации у «Пушкина» были запланированы круизы с отправлением из Москвы и Санкт-Петербурга через Беломорско-Балтийский канал на Соловецкие острова. Первоначально, значился еще и заход в Архангельск, но позже его из программы исключили.
Для работы с выходом в Белое море теплоход прошел переоборудование по проекту PV25 (модернизация первоначального проекта Q-040). В результате класс Российского Речного Регистра был повышен до М-ПР 3,0 — это первое судно проекта Q-040, модернизированное с повышением класса с речного М до смешанного М-ПР. Модернизация проводилась с целью повышения класса судна для возможности совершать круизы в морские районы в соответствии с назначенным классом. Также на борту установлены две морские эвакуационные системы с четырнадцатью спасательными плотами общей вместимостью 280 чел. Морские эвакуационные системы имеют конструкцию, обеспечивающую посадку без попадания людей в воду. А для прохода в шлюзы Беломорканала ширина теплохода была уменьшена с 14,8 метра до 14,09 метра. Работы проводились в Октябрьской БТОФ (Нижегородская область).
В первый рейс навигации 2020 года теплоход «Александр Пушкин» должен был выйти 12 мая, но из-за ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса, рейсы судна были отменены сначала до июня (не состоялось 3 круиза с 12 мая по 18 мая по маршруту Москва — Горицы — Череповец — Москва, с 19 мая по 26 мая по маршруту Москва — Нижний Новгород — Москва и с 27 мая по 7 июня по маршруту Москва — Соловецкие острова — Санкт-Петербург), затем до конца июня (отменено 2 круиза — с 4 по 15 июня Москва — Соловецкие острова — Санкт-Петербург и с 15 по 27 июня Санкт-Петербург — Соловецкие острова — Москва), а затем до середины июля (не состоялся полный круиз с 28 июня по 9 июля Москва — Соловецкие острова — Санкт-Петербург).
«Александр Пушкин» стал первым круизным теплоходом, открывшим сезон навигации на Соловках. Как сообщил 14 июля региональный оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, с сегодняшнего дня Соловецкий архипелаг в Архангельской области могут вновь посещать туристы.
«Туристы и паломники могут посещать территорию Соловецкого архипелага, при этом им необходимо иметь справку об отсутствии COVID-19 (документ, подтверждающий отсутствие новой коронавирусной инфекции, выданный не ранее чем за два календарных дня до дня прибытия на территорию). Исключаются ограничения на въезд на территорию Соловецкого архипелага через воздушное и морское сообщение. Снимаются ограничения на бронирование и размещение в гостиницах и иных средствах размещения на территории сельского поселения «Соловецкое». Наличие справки проверяют транспортные организации, гостиницы и иные средства размещения», — говорится в сообщении.
Доступ на Соловки был закрыт с 2 апреля 2020 года, на архипелаг могли въехать только его жители. На Соловецких островах не было зафиксировано ни одного случая заболевания коронавирусом. Туристы «Пушкина» прошли тестирование на борту судна накануне, 13 июля.
Всего в оставшееся время навигации «Пушкин» должен совершить еще 4 рейса на Соловецкие острова:
20 июля — 1 августа: Санкт-Петербург — Соловецкие острова — Москва;
2 августа — 15 августа: Москва — Соловецкие острова — Москва;
23 августа — 3 сентября: Москва — Соловецкие острова — Санкт-Петербург;
3 сентября — 15 сентября: Санкт-Петербург — Соловецкие острова — Москва.
Среди других круизов на этот год у «Пушкина» запланированы рейсы Москва — Горицы — Череповец — Москва с 16 по 22 августа, Москва — Плёс — Москва с 16 по 22 сентября и Москва — Ярославль — Москва с 23 по 27 сентября.
Теплоход «Александр Пушкин» был построен в Австрии в 1974 году. Он относится к судам проекта Q-040 — серии круизных речных теплоходов, строившихся на судоверфи Osterreichische Schiffswerften AG в городе Корнейбург по заказу СССР с 1974 по 1975 годы. Всего за это время было построено четыре судна такого типа. Кроме «Пушкина», это теплоходы «Василий Суриков», «Илья Репин» (оба работают в компании «Мостурфлот») и «Максим Горький» (компания «Водоходъ»).
После ввода в эксплуатацию 3 октября 1974 года теплоход «Александр Пушкин» был передан в Волжское объединенное речное пароходство, где приписан к Горькому (ныне — Нижний Новгород). С 1975 года теплоход стал фрахтоваться компанией «Интурист» и выполнять рейсы с иностранными туристами по маршруту Казань — Ростов-на-Дону, вместе с однотипным теплоходом «Максим Горький».
В 1990-х годах, уже перейдя в управление ОАО «Волжское пароходство», теплоход продолжал работать с иностранными туристами: на западных рынках он носил коммерческое название Tzar I, а фрахтовала его компания TRANSTOURS. В 2012 году теплоход был передан в управление дочерней компании Волжского пароходства «Водоходъ».