Транзитное судоходство по Каналу имени Москвы в Москве открылось 16 августа 2019 года

Транзитное судоходство по Каналу имени Москвы в Москве открылось 16 августа 2019 года
Утром 16 августа 2019 года на Канале имени Москвы начали работу шлюз №7 и шлюз №8, расположенные на южном склоне канала в столичном районе Тушино, на северо-западе Москвы. На участке между ними, протяженностью 1,2 км, 10 января этого года произошло ЧП. В результате размыва дамбы разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта и как следствие нарушилась целостность напорной дамбы канала. В итоге из ее тела было вымыто около 3 тыс. куб. м грунта, попавшего в автомобильный тоннель Волоколамского шоссе, проходящий под ней.

Как сообщила позже межведомственная комиссия Ространснадзора, главными причинами ЧП стали неучтенные на этапе проектирования тоннеля гидрогеологические условия, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при его возведении. Тоннель был построен в 1999-2003 годах при проведении реконструкции Волоколамского шоссе. Это третий тоннель под каналом в этом районе: два других были построены при открытии канала (1934-1937) и при реконструкции Волоколамского шоссе в 1970-х годах (1969-1972).

Навигация 2019 года на канале Москвы открылась 24 апреля 2019 года, но шлюзы №7-8 работу не начали, так как восстановление дамбы, поврежденной в результате провала грунта, было закончено лишь к началу июня. Возобновление движения судов через шлюзы было намечено сначала на 10 июня, но затем дату перенесли на 20 июня. Но в ночь на 20 июня было зафиксировано поступление воды в тоннель, поэтому участок канала между шлюзами снова осушили. Как пояснил тогда глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, на этот раз причиной поступления воды стали проблемы со шпунтовой стенкой, построенной в 2000 году при строительстве тоннеля, которая за эти годы потеряла свою несущую способность и при заполнении водой канала в ней образовалась трещина. В итоге сроки открытия судоходства были перенесены сначала на конец июля, а затем на середину августа.

При подготовке к запуску навигации две недели назад начались испытания отремонтированного участка водных путей в Тушино. 2 августа специалисты ФГБУ «Канал имени Москвы» приступили к наполнению искусственного русла водой из Химкинского водохранилища. А накануне технические суда выполнили здесь необходимые путейские работы. В настоящее время глубина в канале между шлюзами №7 и №8 достигла проектных значений. На данном этапе эксплуатация канала осуществляется под постоянным наблюдением специалистов. Гидротехники несколько раз в день снимают показания контрольно-измерительной аппаратуры, совершают визуальный осмотр дамб, дренажной системы тоннеля и других гидротехнических сооружений во избежание нештатных ситуаций. Кроме того, на участке дежурят представители подрядных и смежных организаций, в том числе, сотрудники АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени С.Я. Жука» и АО «ГК «ЕКС», сообщает пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы».

Транзитное судоходство по Каналу имени Москвы в Москве открылось 16 августа

Первым судном, прошедшим в текущую навигацию через шлюзы №7-8 стал пассажирский прогулочный теплоход «Баттерфляй». На протяжении последних шести лет круглый год судно работало на прогулочных маршрутах по реке Москве в центре столицы. В начале мая 2019 года теплоход был перегнан в Санкт-Петербург, где на время проведения Петербургского международного экономического форума совершал рейсы из центра Петербурга до Кронштадта по Финскому заливу Балтийского моря. В начале июля «Баттерфляй» вернулся обратно, но дойти до центра Москвы теплоход не смог. С северной части были не работавшие шлюзы, а зайти с юга, по Оке и Москве, по которым теплоход уходил из столицы в мае, судно не могло из-за того, что ко второй половине июня Ока сильно обмелела. В итоге больше месяца теплоход простоял на Химкинском водохранилище у причала «Захарково», напротив Северного речного вокзала.

Вторым теплоходом, прошедшим через шлюзы, стал буксир-толкач «РТ-363» из порта Коломны, направившийся на Химкинском водохранилище за баржей с грузом, которую доставил грузовой теплоход «Коломенский-803» той же компании. ОАО «Порт Коломна» наиболее сильно пострадал из-за прерванного судоходства на этом участке: более половины грузоперевозок компании проходила как раз через него.

К настоящему времени все основные строительно-монтажные работы завершены. До ноября 2019 года предстоит восстановить проектное положение оптико-волоконной линии для обеспечения связи диспетчерских служб, а также провести испытания автоматической системы мониторинга уровня воды и состояния дамб, говорится в сообщении ФГБУ.

Согласно распоряжению Федерального агентства речного и морского транспорта завершиться навигация на этом участке канала должна 14 ноября, а при благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы шлюзов до 17 ноября.

Возврат к списку