Власти Москвы сообщили о возрождении Южного речного вокзала — самого несчастливого речного места столицы
Безусловно, новость приятная. Южный речной вокзал обладает уникальной, но очень печальной судьбой. В отличии от Северного речного вокзала, открытого в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и функционирующего все эти годы, Южный речной за время своего существования три раза переезжал — с каждым разом отдаляясь все более от центра столицы. С выселением вокзала на левый берег реки Москвы в безлюдную Нагатинскую пойму по планам еще советских специалистов вокзал должен был стать аналогом современного транспортно-пересадочного узла, объединившего речной и наземный транспорт, однако в итоге он стал одним из самых заброшенных общественных мест Москвы, а в последствии был превращен в периферийный торговый рынок. Закономерным итогом стала варварская реконструкция здания новым владельцем, в результате которой от первоначального вида вокзала, оформленного в стилистики порта пяти морей, не осталось даже и следа. Что же к этом привело? Для этого нужно вспомнить историю ЮРВ.
Первоначально причалы Южного речного вокзала располагались на левом берегу реки Москвы ниже современного Большого Краснохолмского моста на Садовом кольце. То есть, другими словами вокзал был почти в центре столицы.
С началом строительства Канала имени Москвы и последующей реконструкцией Московорецкой шлюзованной системы и обводнением реки Москвы здание вокзала было перенесено ниже по течению на Даниловскую набережную (ныне Новоданиловская набережная). Деревянное здание, работы Р. Я. Хигера, было открыто в 1932 году рядом с нынешней платформой «Тульская» Павелецкого направления Московской железной дороги, ранее называвшейся «Речной вокзал», а затем «ЗИЛ». Причалы второго по счету вокзала были расположены на месте нынешнего причала «Автозаводской мост» на правом берегу Москвы-реки.
В начале 1970-х годов вокзал вновь переселили — возросший пассажиропоток и тоннажность флота уже не позволяли в полной мере использовать акваторию в этом районе, поэтому вокзала вновь переселили вниз по течению и дальше от центра — в район современной Нагатинской набережной у одноименного метромоста. С 1972 по 1985 годы отправление речных теплоходов происходило от причала «Кленовый бульвар», расположенного на дебаркадере в этом районе.
Современное здание Южного речного вокзала в Нагатинской пойме (ранее парк назывался имени 60-летия Октября) строилось с 1979 года и было открыто в 1985 году, но первый круизный теплоход ушел в рейс 30 апреля 1986 года. Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.
После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью «Южный речной вокзал».
Номера причалов были обозначены вывесками, с дублированием на английском языке и сделано это было неспроста. В советское время для иностранных туристов был доступен лишь один круизный речной маршрут — от Казани до Ростова-на-Дону. Рейсов от Северного речного вокзала по Каналу имени Москвы не было по причинам секретности ряда городов и объектов расположенных как на самом канале, так и на Верхней и Средней Волге, не говоря уже о Волго-Балтийском канале. Поэтому планировалось, что с открытием вокзала будет организован новый круизный маршрут для интуристов — по реке Москве и Оке до родины Сергея Есенина.
Были и более масштабные планы на новую локацию ЮРВ. Согласно проекту, с нового речного вокзала должны были отправлялся и туда же прибывать все двухпалубные туристические суда, ранее приходившие на Северный речной вокзал. Кроме того, вокзал должен был стать местом пересадки пассажиров с местного рейсового водного транспорта, работавшего на пригородных линиях в южном направлении на наземный (автобус и метро).
Однако все планы так и остались планами. Капитаны судов из Волжского, Камского, Бельского и Волго-Донских пароходств категорически отказывались от рейсов по Оке и реке Москве на Южный вокзал, ссылаясь на сложность прохождения этих рек. В этом их поддерживали и пароходства. Поэтому единственными работавшими круизными судами были теплоходы Московского пароходства и единичные заходы судов других пароходств.
Не срослось и с открытием круизной линии к есенинским местам для зарубежных туристов. Катать гостей на старых судах было невозможно, а новые суда, проектировавшиеся специально для Москвы и Оки и строившиеся в Австрии, работать на маршруте не смогли по техническим причинам, и в итоге отправлялись в рейсы от Северного речного вокзала с советскими туристами.
Но еще печальнее ситуация была с превращением Южного вокзала в транспортный водно-наземный узел. Из-за того, что вокзал был открыт фактически в пустом поле, которое только предполагалось к застройке, наладить наземное сообщение с ним не смогли даже к концу 1980-х годов, а позже и смысла в этом уже не стало.
Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, привел к тому, что пустующее здание вокзала в 1997 году было сдано в аренду под торговый центр. Лишь редкие отправления круизных судов — до 5 рейсов в навигацию — напомнили о том, что когда-то это место было связано с рекой. В 2006 году Южный вокзал был продан и окончательно превращен в торгово-ярмарочный центр.
О его прежнем предназначении напоминала лишь торжественная церемония открытия летней прогулочной навигации в Москве, проводившейся в апреле. Но с 2013 года церемонию перенесли в центр Москвы, а после 2015-го и вовсе отменили.
В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление, увеличена площадь здания. Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки.
После открытия осенью 2020 года обновленного Северного речного вокзала, ставшего новым культурным центром столицы, дошли руки у московских властей и до Южного вокзала. Осенью 2021 года здание вокзала было полностью демонтировано и с 2022 года строится на том же месте заново.
По словам Собянина, «в ходе реконструкции будет сохранен исторический облик здания-корабля, являющегося интересным памятником позднего советского модернизма. В трехэтажном здании разместятся кафе, выставочные зоны, многофункциональный медиазал, ресторан, детские зоны. С открытой крыши вокзала можно будет наслаждаться видами на реку и окружающие районы Москвы».
Далее по теме:
28.04.2023 - В Москве после реконструкции открылся Южный речной вокзал
Галерея
Возврат к списку