Как режиссер Георгий Данелия снимал фильм про Волгу и флот и почему картина не вышла на экраны
Среди его работ есть картина, тесно связанная с флотской тематикой. Это фильм «Путь к причалу» (1962), где основное действие происходит на море и судах. Как рассказывал Данелия в одной из своих автобиографических книг, возможность снять фильм, где действие будет происходить на пассажирском теплоходе, плывущем по Волге, была у него в начале 1970-х годов. При чем, снимать картину, для которой он писал сценарий, Данелия должен был с итальянским режиссером Чезаре Дзаваттини. Два года работы над картиной прошли, казалось, зря — в итоге съемки отменили. Но благодаря этому в 1970-х годах на советские экраны вышли два фильма, частично основанных на наработанном материале, ставших потом всенародно любимыми и культовыми.
Что это были за фильмы и каким должен был быть фильм про Волгу и теплоходы?
В конце 1960-х годов Михаил Калатозов, единственный советский режиссер получивший Каннскую ветвь, предложил ему быть сценаристом в совместном советско-итальянском фильме.
«Сценарист с итальянской стороны — отец итальянского неореализма Чезаре Дзаватини, в главной роли — звезда мировой величины Альберто Сорди, продюсер — киномагнат Дино де Лаурентиис, режиссер — он, Калатозов. Сорди хотел сыграть простого рабочего. Лаурентиис просил, чтобы в фильме было обязательно путешествие на корабле по Волге. Калатозову же хотелось, чтобы в фильме был пожар», писал Данелия в книге «Тостуемый пьет до дна».
Дзаватини прилетел в СССР в середине августа, но поехать по Волге на теплоходе он не смог — в Астрахани случилась холера, и был объявлен карантин (речь идет про 1970 год). Тогда мы работали в Москве и договорились, вспоминает Данелия, что итальянского героя будут звать Альберто, а русскую героиню Маша. В 1971 году Георгий Данелия становится уже режиссером советско-итальянского фильма, и вместе с Дзаватини совершает круиз по Волге.
«Корабль был туристический, время от времени причаливал к берегу, чтобы пассажиры могли порезвиться и искупаться. И каждый раз матросы бегом несли стол, стулья и машинку, устанавливали их в тени деревьев, подальше от купающихся. Так и доплыли до Волгограда. Приятное было путешествие! В Москве мы, наконец, придумали сюжет, который устраивал обе стороны», — вспоминал режиссер.
«Васин, житель деревни на берегу Волги (его, естественно, должен был играть Евгений Леонов), послал приглашение своему другу итальянцу Альберто, вместе с которым во время войны сражался с фашистами в итальянском сопротивлении. Альберто прилетел с женой и ребенком. Васин встречал его, но в аэропорту друзья разминулись. Альберто с семьей добирается до волжской деревни самостоятельно — на корабле. В Ярославле он отстал от корабля. И дальше лихие и смешные приключения», значилось в сюжете будущей картины.
«Картина была в запуске, корабль зафрахтован, Леонова от театра освободили, а окончательно согласовать сценарий я полетел в Италию», рассказывает он. Но прибыв туда мне сообщили, что итальянский продюсер не доволен предложенным вариантом. Мол, Альберто должен ехать в Россию без жены и найти свою любовь там — с русской девушкой.
И переделать нужно не только это, а весь сценарий. На возражения Данелия о том, что съемки уже идут, а переделка сценария задержит их минимум на полгода, он ответил, что это не проблема.
— То, что он предлагает, совсем другой сценарий. И дай Бог, если этот сценарий будет готов к зиме, — продолжил я.
— Ну и что? Снимете зимой.
— Но вы же хотели, чтобы в фильме было путешествие по Волге. А зимой в России реки покрываются льдом, и корабли с туристами по ним не ходят.
— Ну, пусть плывут на ледоколе. Это даже интереснее. Снежные поля. Волки. Вижу такой кадр: великая река покрыта льдом. Ледокол медленно движется, оставляя за собой черный след. Высокие берега покрыты снегом. А вдалеке по белым полям проносится стая волков…
— А на березках сидят домашние медведи и поют «Калинку-малинку»! — продолжил я.
— Браво, Данела, — сказал Дино, — «Калинка» хорошая песня!
Дальше — больше: итальянцы хотели, чтобы главный герой Альберто, когда он отстал от корабля в Ярославле, догонял его на такси, за рулем которого русская девушка Маша. В Госкино таксистку утвердили, но просили, чтобы она работала только в дневную смену, возила в основном женщин и обязательно заочно училась в институте, педагогическом или медицинском.
Дней через десять приехал Сорди и сказал, что он прочитал все, что мы ему прислали, стало лучше, но надо выкинуть русского, он только мешает. После этого я, вспоминает Данелия, отказался от работы над картиной.
Но итальянцы нашли в СССР другого сценариста и режиссера, которые смогли реализовать их замыслы так, как им хотелось. В 1970 году Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским подали заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии «Спагетти по-русски». «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции», — написали в авторы в пояснении к сценарию. Но чиновники добро на съемки тогда не дали. Позже к работе над сценарием вернулись, внеся изменения как от итальянцев, так и от деятелей из Госкино. Главным городом, где происходят действия фильма вместо Ярославля стали Москва и Ленинград, а в фильме появились и страстная любовь, и погони, и взрывы, и самолет, и сцена с теплоходом — все это было в кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», вышедшей на экраны в 1973 году.
Что же до Данелии, то наработки из «круизного фильма» он частично использовал в своей другой картине, переработав сюжет. Вместо итальянца стал грузин, вместо речного флота — воздушный, и встречают там не однополчане, а два поколения. Есть там и любовь — большая и чистая, как и хотел режиссер изначально, и большая роль Евгения Леонова. Реализовано это было в фильме «Мимино», вышедшем на экраны в 1977 году.
Что же до идеи снять фильм с сюжетом о Волге и теплоходах, то Данелия это реализовал в 2000 году в картине «Фортуна», но это был уже совсем другой фильм. Как вспоминал режиссер, когда в 1999 году он снимал этот фильм, то Волга и флот виделись ему уже в другом ракурсе.
«Не было роскошных трехпалубных теплоходов с шумными интуристами. Не было бесконечных танкеров и барж. Не было веселых людных деревень. В затонах гнили проржавевшие остовы. Деревушки опустели и почернели…Остались древние старики и старухи...».
Фото: Алексей Юшенков
Материалы по теме:
24.01.2024 — Место съемок изменить нельзя: как на Якиманской набережной снимали советскую киноклассику и российские ситкомы
19.01.2024 — «Невероятные приключения итальянцев в России» на Москва-реке и Неве: что осталось за кадром
20.05.2020 — История появления песни «Течет река Волга» и печальная судьба фильма, где она впервые прозвучала
27.01.2017 — «Пираты XX века»: как снимали культовый фильм, и какие суда там играют главные роли
31.01.2016 — Как появился сюжет комедии «Берегите женщин» и необычная история судна, снявшегося в главной роли
09.01.2016 — Как снимали сцену с теплоходом в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»
07.01.2016 — Как в фильме «Бриллиантовая рука» под вымышленным названием «Михаил Светлов» снялись 3 судна