Из-за чего сорвалась навигация-2014 на «Владимире Маяковском» и «Дмитрии Фурманове»

Из-за чего сорвалась навигация-2014 на «Владимире Маяковском» и «Дмитрии Фурманове»
В конце июня 2014 года эпопея с месячным стоянием теплохода «Владимир Маяковский» в Нижнем Новгороде завершилась. Напомним, что судно, в паре с теплоходом «Дмитрий Фурманов», должно было работать в этом году из Санкт-Петербурга от компании «Курс Тревел». Первые рейсы были запланированы на конец мая. Однако, прибыв в середине мая из Перми в Нижний Новгород судно застряло здесь на месяц, а потом было вынуждено вернуться в Пермь.

В курсе событий

Напомним, как развивались события. В начале 2014 года питерская компания «Курс Тревел» объявила о том, что в эту навигацию она будет работать с двумя четырехпалубными теплоходами Камского речного пароходства — «Владимиром Маяковским» и «Дмитрием Фурмановым». Как было заявлено на сайте компании она является представительством Камского речного пароходства по продажам круизов на этих судах.

В навигацию 2014 года были заявлены рейсы с отправлением из Санкт-Петербурга на стоянки в Ладожском и Онежском озерах, а также на реке Свирь. Это стандартные для питерского рынка рейсы с посещением Валаама, Кижей, Пеллотсари, Петрозаводска, а также со стоянками в Мандрогах, Сортавале, Свирьстрое и Лодейном поле. Кроме того в продажу поступили перегонные рейсы из Перми до Санкт-Петербурга и обратно.

Потому что без воды

Начало навигации 2014 года на Волге снова было сопряжено с проблемами. Но если в прошлые годы главной бедой был нерастаявший лед на водохранилищах, то в этом году природно-погодные условия снова неприятно удивили, но уже другим. Малоснежная зима и весна без дождей привели к тому, что уровень воды в Волге сильно упал. Особо острой ситуация была в районе Городца Нижегородской области, где падение уровня воды было критическим.

Поэтому, в середине апреля был составлен график прохода судов через этот участок, завязанный на сбросе воды с Горьковской ГЭС — без этого четырехпалубные пассажирские теплоходы не могли бы пройти обмелевшую часть Волги.

В конце апреля состоялся «вывод» судов Волжского пароходства, «Инфофлота» и ряда других компаний. После чего был введено ограничение на проход четырехпалубных судов через участок в Городце. Компаниям «Водоходъ» и «Мостурфлот», оперирующим четырехпалубными судами, маршруты которых проходили через Городец, пришлось оперативно перекраивать круизные программы, оставив часть судов выше Городца, а часть ниже. В середине мая состоялся пропуск подошедших с Дона четырехпалубных судов компании «Ортодокс», отправлявшихся работать на линию Москва-Санкт-Петербург.

Кто не успел, тот...

Навигация 2014 года для «Маяковского» и «Фурманова» должна была начаться в конце мая. Однако, преодолеть участок Волги от Нижнего до Городца суда не смогли. «Владимир Маяковский» подошел к Нижнему Новгороду еще 23 мая и с тех пор так там и стоял, вплоть до 25 июня. Правда, на несколько дней «Маяковский» всё же покидал нижегородский рейд, спускавшись к Новочебоксарску. А «Дмитрий Фурманов» до Волги и вовсе не дошел, оставшись на Каме.

25 июня компания «Курс Тревел» объявила, что судовладельцами и туроператорами теплоходов было принято решение о возвращении судов в Пермь до изменения ситуации с водой на Волге. А ввиду того, что взяться в этом году ей просто неоткуда и никакие дожди не вернут нужный уровень, то это означает перенос всех планов на будущий год.

«Отмена рейсов вызвана необычайным падением уровня воды на участке от Городецких шлюзов до города Балахны и, как следствие, невозможностью прохода данного участка теплоходами. В течение месяца, с 23 мая до настоящего времени, все мы не теряли надежды на положительное решение проблемы, однако наши усилия не увенчались успехом»,  —  сообщалось в пресс-релизе компании «Курс Тревел».

Компенсация

Со слов генерального директора компании «Курс Тревел», на момент подхода теплохода «Владимир Маяковский» к Нижнему Новгороду 23 мая 2014 года, путевок было продано на сумму чуть более 20 млн. рублей. Средства находятся в компаниях «Иридий» и «Рений» — дочерних организациях Камского речного пароходства, управляющих судами «Владимир Маяковский» и «Дмитрий Фурманов».

«Главное сейчас — вернуть туристам деньги», — заявил Cruiseinform.ru генеральный директор компании «Курс Тревел» Олег Зеленков. «Понятно, что все ресурсы были вложены в ремонт и подготовку теплоходов к текущей навигации и в данных форс-мажорных условиях из оборота такие большие ресурсы быстро не изъять, но Камское речное пароходство обещает в начале августа 2014 года закрыть все позиции по возвратам», — добавил Зеленков.

Определение виновных

Так кто же виновен в том, что так произошло? Почему почти 8 тысяч туристов остались без отдыха, а многие компании, продававшие рейсы на эти суда остались в убытке и со сплошной головной болью по поводу возвращения средств? То есть, хочется задать извечный вопрос: кто виноват и что делать? За ответом мы обратились к Олегу Зеленкову:

«....Конечно, виноват форс-мажор с малоснежной зимой, маловодной весной и другими природными катаклизмами. Но ведь человек на то и человек, чтобы предугадать, предупредить и снивелировать по возможности последствия данного форс-мажора.            

Почти вся речная любительская круизная общественность начала волноваться еще в начале марте, когда по просторам интернета пошла гулять фотография Калязинской  колокольни к которой можно было пройти «аки посуху». Начали волноваться все, кроме тех кому это положено по «штатному» расписанию — диспетчерские судоходных компаний,  министерство транспорта и агентство морского и речного флота. Многие «профессионалы» успокаивали «любителей», мол, скоро, совсем скоро наступит бурная весна и весенние воды бурным потоком почти затопят и Калязинскую колокольню и Горьковское, Углическое вкупе с Рыбинским водохранилищами.

До самого последнего момента, до 22 апреля в профессиональных департаментах планово готовились к полноводной навигации и только 22 апреля по всем судоходным компаниям из агентства морского и речного флота пришла срочная весть «Срочно! Срочно! Срочно! 25 и 26 апреля состоится последний пропуск воды через Городецкие шлюзы в 2014 году. Срочно ведите суда к Городцу, чтобы они в предстоящий первый и последний пропуск в этом году смогли пройти через эти злополучные шлюзы». Неужели ситуация с водой была видна только за три дня, а никак не раньше? Из года в год ГБУ  получает немаленькие деньги на содержание судоходных путей как государственные дотации, так и по договорам от судоходных компаний, а спрогонозировать ситуацию с уровнем воды на реке не могут хотя бы за один месяц.

А по сути виноваты все, ГБУ и диспетчеры не смогли спрогнозировать ситуацию, судоходные компании не смогли подтолкнуть к верному и своевременному прогнозу госорганы, правительство не смогло наладить диалог между речным флотом и энергетиками.

В  сложившейся ситуации с философской точки зрения виновны все, это как при плохом правительстве каждый гражданин может винить и себя тоже, не пришел на выборы, не подумал кого выбрать. Как в очень серьезной поговорке  — «каждый народ заслуживает своего правителя».

Ну а если более серьезно, то данный фактор заслуживает полномасштабного  расследования, всех обстоятельств дела. Почему воды не накопили осенью? Почему много воды спускали зимой? Почему много воды спустили в начале мая? Почему был неконтролируемый сброс 26 мая, когда глубина 4 метра на лимитируемом участке держалась несколько часов? Много вопросов. И нужны серьезные профессиональные ответы, а не экивоки на погоду. Услышим ли ответы? Как всегда в России две проблемы — дураки и дороги?...».

Далее по теме:

06.01.2015 — Какой будет круизная программа «Дмитрия Фурманова» в 2015 году
06.08.2014 — Из-за чего сорвалась навигация-2014 на «Владимире Маяковском» и «Дмитрии Фурманове»

Возврат к списку