Необычная судьба теплохода «Уникум»: как говновозка превратилась в плавучий ресторан-люкс

Необычная судьба теплохода «Уникум»: как говновозка превратилась в плавучий ресторан-люкс
В центре столицы  на реке Москве работают десятки прогулочных пассажирских судов всевозможных типов — старых советских проектов, новых современных российского и зарубежного производства, построенных специально плавресторанов и переделанных из грузовых теплоходов в пассажирские банкетоходы. Но не каждое может похвастаться богатой историей, а уж эксклюзивной судьбой и вовсе одно. Забавно, что и носит судно такое название, которое полностью соответствует его судьбе — «Уникум».

После открытия канала Москва — Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы), кроме вопроса какие суда там будут работать — а для этого на «Красном Сормово» построили три серии теплоходов местного прогулочного и дальнего плавания — встал вопрос и о том, как их будут обслуживать. Канал же это не только объект выполняющий транспортную функцию, но и система подачи воды с Волги для водоснабжения столицы, а значит сбрасывать мусор и канализацию за борт уже харам. Поэтому для комплексного обслуживания флота (КОФ), включающей в себя сбор фекальных и подсланевых вод, в 1938 году на Чкаловской судоверфи в Нижегородской области был построен теплоход, получивший название «Уникум». Уникум — из-за того, что судно подобного назначение было первым и ранее такие суда не строились.

В справочнике серийных речных судов «Уникум» был обозначен как «судно ассенизационное для канала Москва — Волга». Проект был разработан в ЦКБ «Речсудпроект» (Ленинград). Тип — специализированное, назначение — сбор фекальных вод. Длина — 26,5 метра, ширина — 6,08 метра, осадка средняя — 0,88 метра, максимальная в грузу — 1,5 метра, грузоподъемность — 50 тонн, вместимость — 362 м3, скорость — 12 км/час, экипаж — 12 человек.

С постройки до января 1955 года «Уникум» работал в Северном речном порту Москвы и был закреплен за «Управлением пароходства «Москва-Волга канал» МРФ СССР», а затем передан на баланс Московского речного пароходства, в структуру которого входил Северный порт.

С 1960 года началось массовое строительство специализированных самоходных судов проекта 354, получивших серийное название «ОС», что означало «Очистительная станция», но старожилы расшифровывали это как «Ольга Сергеевна», а веселые и находчивые как «Остров сокровищ».

Теплоход типа "ОС"
Теплоход типа «ОС». Фото: Михаил Архипов

Ввиду этого «Уникум» был выведен из первоначального назначения и переоборудован в разъездное судно порта: это сейчас порт ликвидирован под застройку, а в прежние времена, когда здесь с марта по ноябрь в день разгружалось по 10-15 теплоходов и столько же ждало на рейдах, работа ему находилась постоянно.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 1970-х годах. Фото: Московское речное пароходство

Но кроме перепрофилирования из говновозки были у теплохода и более яркие страницы в его истории. С 1960 по 1999 год капитаном на теплоходе «Уникум» работал Вартан Арташесович Ванециан, который в то же время являлся внештатным администратором и оператором в телевизионной музыкальной программе «Утренняя почта», выходившей тогда на 1-м канале Центрального телевидения, с ведущим Юрием Николаевым. Передача снималась не только в московской студии, но и в других городах, а часть выпусков была снята и на борту теплохода «Уникум». Благодаря этому, на теплоходе затем снимали и музыкальные клипы, выходившие на ТВ. Среди них — клип группы «Доктор Ватсон» на песню Утёсова «Пароход», Александра Серова на песню «Ты меня любишь», Лоры Квинт и Андрея Билля на песню «Милый капитан», Лены Зосимовой на песню «Не сходи с ума».

Клип «Ты меня любишь» (Александр Серов)



Клип «Не сходи с ума» (Лена Зосимова)



Снимали на теплоходе и эпизоды юмористической программы «Аншлаг», которая с середины 1990-х годов, с ростом популярности, затем «прописалась» на четырехпалубном теплоходе «Георгий Димитров».

В нулевых годах грузооборот порта упал и потребность в отдельном разъездном судне исчезла.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 2004 году. Фото: Михаил Архипов

В 2006 году теплоход «Уникум» был продан частному лицу для переоборудования в прогулочную яхту по проекту 19.3006. Работы проходили на Белогородской судоверфи в Тверской области. Но в 2008 году грянул финансовых кризис, который сильно ударил по сегменту частного прогулочного флота и многие из проектов были отменены, а сами суда брошены в разной степени готовности и затем утилизированы. Яркий пример этого несостоявшееся переоборудование в банкетоход судна «Распутин» — головного (первого) судна серии пассажирских дизель-электроходов 785 проекта, работавшего с 1956 года под названием «Россия». Или пример прогулочных теплоходов, переоборудованных из круизных судов, «Александр Блок» и «Федор Ушаков», работы по переоборудованию которых были заморожены, но в итоге спустя пару лет суда все же были достроены и введены в эксплуатацию.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 2008 году.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 2008 году.

Похожая судьба ожидала и «Уникум» — работы по переоборудованию были заморожены, а сам брошенный теплоход затонул в акватории завода. Но судьба вновь была к нему благосклонна и так печально закончить жизнь не дала. В 2009 году судно подняли и работы были возобновлены, а в 2011 году обновленный теплоход, помолодевший на 73 года — в новых документах годом выпуска был указан не 1938-й, а 2011-й — вышел на прогулочные рейсы в центре Москвы.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 2015 году. Фото: Михаил Архипов

Владельцы судна позиционируют в рекламе его как теплоход класса «люкс» и «премиум» для проведения различных торжественных мероприятий, вместимостью 100 человек. Верхняя палуба представляет собой открытую площадку, оборудованную тентом от непогоды и летней мебелью.  На судне в трюме оборудованы 2 каюты с санузлами для гостей, а кроме камбуза есть и зона мангала с барбекю, установлена система климат-контроля, аудио- и видеооборудование.

Теплоход "Уникум"
«Уникум» в 2020 году. Фото: Михаил Архипов

Дата публикации: 05.04.2024
Возврат к списку