Почему «Валериан Куйбышев» был отправлен на утилизацию

Почему «Валериан Куйбышев» был отправлен на утилизацию
В середине августа 2018 года в истории теплохода «Валериан Куйбышев» была поставлена точка: судно, простоявшее без работы пять лет, было отправлено на разделку. То, что такая судьба его ждет новостью не стало — об этом было известно еще с осени 2016 года. «Куйбышева» и однотипный теплоход «Федор Шаляпин», также выведенный из работы после окончания навигации 2013 года, планировалось использовать для получения утилизационного гранта в рамках строительства нового круизного теплохода «Князь Владимир», заложенного весной 2017 года на заводе «Красное Сормово», и строящегося по проекту PV300.

«Валериан Куйбышев» — головное судно серии пассажирских речных теплоходов проекта 92-016. Данный проект был разработан в конструкторском бюро словацкой судоверфи Slovenske lodenice и в 1973 году был утвержден Минречфлотом РСФСР. Их строительство началось с 1973 года в Словакии, где ранее была построена серия пассажирских судов проекта 785, строившихся с 1953-го по 1958-й годы, а затем и проекта 26-37 (1959-1962 годы соответственно).

Головным судом серии «Куйбышев» стал по случайности: первым был заложен теплоход «Климент Ворошилов» (ныне — «Федор Шаляпин»), но в силу ряда причин, связанных со сложностями, возникшими в ходе строительства судна, работы были на время прерваны. Планировалось даже, что уже готовый корпус «Ворошилова» разберут, но в итоге было решено достроить его, по ходу дела устраняя несоответствия. Поэтому в эксплуатацию «Ворошилов» был сдан на два года позже «Куйбышева».

Пассажирский речной теплоход «Валериан Куйбышев»
Заводская табличка судна. Фото: Антон Фролов

10 декабря 1975 года «Валериан Куйбышев» был сдан в эксплуатацию. Следом за ним, в период с 1975 по 1983 годы, было построено еще восемь однотипных судов, но с небольшими изменениями, внесенным в первоначальный проект — сказался печальный опыт «Ворошилова», из-за чего разница между первым и вторым сданным в эксплуатацию судном растянулось на два года.

В том же 1975 году, когда был сдан в эксплуатацию «Куйбышев», в немецком Бойценбурге был построен и сдан в работу теплоход «Владимир Ильич» (ныне — «Санкт-Петербург») — головное судно серии 301. Оба проекта, 92-016 и 301-й, открыли новую страницу в круизном речном туризме СССР. Все ранее строившиеся суда не были чисто туристическими, а выполняли роль грузопассажирского флота. При этом, суда немецкой постройки были в эксплуатационном и потребительском качестве лучше, чем чешские.

Упоминание про 301-й проект не случайно и вот почему. В начале 1981 года появилась программа дальнейшего развития судов проекта 92-016. Строиться новая серия, которая была обозначена номером 92-273, должна была там же в Словакии, а различия заключались в большей мореходности новых судов - эксплуатировать их должны были не только на внутренних водных путях, но и с выходом в Черное, Каспийское и Балтийское моря.

Одновременно с этим КБ немецкой судоверфи разработало продолжение 301-й серии судов — теплоходы проекта 302, который отличался от первоначального также возможностью работы судов в морской акватории. В итоге выбор был сделан в пользу немецкого 302-го проекта, а продолжения серии судов 92-016 так и не появилось. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, качество работы немецких кораблестроителей было на порядок выше, чем словацких. Во-вторых, опыт эксплуатации судов проекта 92-016 выявил ряд его недостатков, пусть и не являющихся критическими. Да и ситуация со строительством головного судна тоже оказала свое влияние на решение.

Поэтому больше в Словакии пассажирские суда для СССР не строили, но на верфи были размещены заказы на строительство нескольких серий грузовых судов. К середине 1980-х годов была разработана и утверждена программа по реновации, то есть обновлению, серии трехпалубных судов проекта 26-37, строившихся на Slovenske lodenice с 1959 по 1962 годы. Согласно ей, 9 судов этой серии должны были пройти полную модернизацию в Словакии, в рамках которой были бы переоборудованы пассажирские каюты (с установкой в каждой из них санузлов), а также обновлена инфраструктура помещений судна.

Правда, в силу стечения обстоятельств и внешних причин программа так и не была реализована, а первый и последний теплоход — «XXI съезд КПСС», отправленный с Волги на Дунай под реновацию, задержался там почти на десять лет, и работает сейчас под названием «Капитан Пушкарев».

Также по теме:

14.08.2023 — В Нижегородской области утилизировали круизный теплоход «Федор Шаляпин»

Возврат к списку