Как Хрущев открывал Волжскую ГЭС в Сталинграде и зачем он там снимал ботинки
После перегона из Германии на Волгу новых теплоходов «Багратион», «Урал», «Добрыня Никитич», в котором участвовал капитан Волжского пароходства Кириллов Владимир Андреевич, он был назначен (с 1958 года) капитаном одного из них — «Добрыня Никитич». И уже вскоре экипаж теплохода стал одним из лучших на Волге, поэтому не случайно в 1961 году он должен был доставить правительственную делегацию во главе с Хрущевым на пуск ГЭС.
10 сентября 1961 года ко второму шлюзу Волго-Донского судоходного канала подъехали машины из Сталинграда с членами делегации.
Никита Сергеевич Хрущев поднялся на борт теплохода «Добрыня Никитич», вошел в носовой пролет, осмотрелся на ковры, лежавшие в коридорах палубы и громко произнес: «Советскому человеку такая роскошь не нужна». После чего взял и снял обувь. Следом за ним это же самое проделали и остальные члены делегации. В пролете образовалось пространство, заполненное обувью различных размеров.
«Я подошел к Хрущеву и четко доложил: товарищ Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, экипаж теплохода «Добрыня Никитич» к выполнению специального рейса готов! Какие будут распоряжения?», — рассказывал Кириллов.
Хрущев озорно посмотрел на меня и сказал:
«Я ваш гость, а вы здесь — хозяин, вот и отдавайте распоряжения, которые считаете нужными», — вспоминал Кириллов.
«Я первым делом сказал как можно мягче: «Товарищи, наденьте, пожалуйста, свою обувь, поддержание чистоты и порядка на судне входит в наши прямые обязанности. Потом я отдал распоряжение и на мачте поднялись флаги СССР и РСФСР. Теплоход взял курс на Волжский», — рассказывал Кириллов.
После торжественного открытия Волжской ГЭС теплоход вышел в Сталинградское водохранилище. Члены делегации общались с экипажем. Хрущев беседовал с рулевыми, проводницами, интересовался бытом на судне, проблемами этих людей на берегу.
Незаметно пролетели 4,5 часа. По просьбе экипажа Хрущев и сопровождающие его лица сфотографировались на палубе судна. Никита Сергеевич поинтересовался, как идут дела у экипажа. Капитан Кириллов сказал: «Навигационный план экипаж выполнит не ко дню открытия съезда, как было записано в обязательствах, а на 12 дней раньше — к 5 октября». В ответ услышали: «Молодцы». Он поблагодарил экипаж за хороший прием и пожелал новых успехов.
На фото: теплоход «Добрыня Никитич» с правительственной делегацией в камере шлюза №31 Волжского гидроузла 10 сентября 1961 года. Фото: МУ «Волжский историко-краеведческий музей».