Как Виктор Рыбин из «Дюны» и Наталья Сенчукова создавали свою флотилию и чем все это закончилось
Интерес к кораблям у Рыбина идет с юности — он закончил военно-морское училище в Северодвинске по специальности «Инженер по эксплуатации корабельных установок». На заработанные в ходе предвыборных гастролей 1996 года средства Рыбин купил дом в Испании, а в первой половине 2000-х продал его и купил в Архангельской области двухпалубный пассажирский теплоход.
Но начало карьеры судовладельца у Рыбина пришлось на 2000 год — первым теплоходом стал небольшой катер типа «Ярославлец» проекта 376 1991 года постройки под названием «Анна», который он приобрел у АО «Морские и речные перевозки» и переименовал в «Дюна». В 2019 году теплоход «Дюна» был продан — сейчас он работает под названием «Жастар» в Московской области в компании ООО «ФлотСтройСервис».
«Дюна» на Канале имени Москвы. 2003 год. Фото: Сергей Петухов
Осенью 2003 года Рыбин купил в Северном речном пароходстве теплоход «М. В. Ломоносов», построенный по проекту 305 на судоверфи «Обуда» в Будапеште (Венгрия) в 1962 году под названием «Олекма». С момента поступления в пароходство и до 1991 года включительно теплоход работал на транспортной пассажирской линии Котлас — Архангельск, совершая рейсы по Северной Двине, а затем до июля 2004 года находился на приколе в затоне Лимендского ССРЗ в городе Котласе Архангельской области.
В 2004-2005 году в Хлебниковском затоне в Долгопрудном теплоход был полностью модернизирован — в два раза был уменьшен каютный фонд за счет перестройки нескольких кают в одну, но все они были оснащены санузлами с душем, были реконструированы и переоборудованы под современные требования комфортабельности и общественные помещения судна. В навигацию судно сдавалось в аренду, когда не было занято под рейсы самого Рыбина, а в межнавигационный период с осени по весну использовалось как плавучая гостиница в Москве: в 2005-2006 году работало в Строгинском заливе на реке Москве на северо-западе столицы, а затем до 2010 года на Северном речном вокзале Москвы, а затем на Клязьминском водохранилище в Московской области.
В многочисленных интервью Рыбин называл «Ломоносова» своим семейным судном, что не мешало держать его на продаже еще с середины нулевых годов. Правда, ценник на теплоход в три раза превышал стоимость аналогичных судов, даже с учетом всех переоборудований, но объяснение этому было простое. Как пояснил тогда представитель одной из судоходных компаний, занимавшихся покупкой флота и присматривавшийся к «Ломоносову», расчет был следующим: «Допустим, есть у меня машина ценой максимум в 100 тысяч, а на продажу я ее выставляю за 1 млн. За такую цену ее не купят, но зато всем я могу говорить, что у меня есть машина за миллион».
На массовый круизный рынок Рыбин с «Ломоносовым» не выходили, работая по заказам, но в 2010 году такую попытку предприняли — тогда рейсы на «Ломоносова» из Ярославля продавала СК «Русский альянс», но опыт оказался неудачным и затем судно вновь вернулось только под корпоративные рейсы, проводя большую часть времени как стоечная плавгостиница. В июле 2018 года теплоход «М. В. Ломоносов» был продан Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага и перегнан на Соловецкие острова в Белом море, где использовался в качестве плавучей гостиницы на Тамарином причале до 2022 года. Осенью 2022 года было сообщено, что судно было безвозмездно передано Министерству транспорта Якутии и теплоход был перегнан в Архангельск для ремонта, после чего с 2023 года должен будет работать на маршруте Тикси — Якутск. По состоянию на декабрь 2023 года судно продолжает находится в Архангельске на судоремонтном заводе и информации о его дальнейшей судьбе нет.
«М. В. Ломоносов» на Канале имени Москвы. 2005 год. Фото: Михаил Архипов
«М. В. Ломоносов» на Северном речном вокзале Москвы. 2007 год. Фото: Михаил Архипов
В 2003 году Рыбин приобрел в Саратове у ЗАО «Пассажирское речное управление» (бывший Саратовский речной пассажирский порт) рейсовый теплоход «ОМ-362», ранее работавший на пригородных маршрутах в Саратовской области и ожидавший списания и разделки. В Балаково судно восстановили, хотя процесс и затянулся на два года — вместо 2004-го теплоход перегнали в Московскую область в конце августа 2005 года. Название теплоход Рыбин изменился на «ОМ-3.62» — в честь стоимости бутылки водки 3 рубля 62 копейки в советское время. Но в 2009 году назвал его «Полковник Аксенов» (судовладелец — Сенчукова Н. В.). В 2016 году судно было продано.
«ОМ-3.62» на Канале имени Москвы в Долгопрудном. 2008 год. Фото: Михаил Архипов
«Полковник Аксенов» на Канале имени Москвы. 2013 год. Фото: Михаил Архипов
Четвертым судном рыбинской флотилии стал теплоход «Леонид Плавинский» (судовладелец ООО «СК «Дюна») — построенный в 1989 году в Великом Устюге плавмагазин «ПМ-1» на базе сухогрузного теплохода типа «СТ-300» проекта 912 летом 2009 года был продан из Северного речного пароходства СК «Дюна» и с осени того года проходил в Хлебниковском затоне переоборудование под плавресторан — под проведение праздников, свадеб, вечеринок и банкетов. Из описания судна на сайте компании: «Для гостей - уютная веранда, стильный лаунж-бар, оборудованный светоэффектами и караоке, ресторан на 80 человек и 10 двухместных комфортабельных кают. С мая по сентябрь включительно небольшой подогреваемый открытый бассейн». Увидеть в рейсах теплоход сложно — практически все время он базируется на территории яхт-клуба «Пеликан» на Клязьминском водохранилище. Свое название судно получило после покупки, а названо оно в память Леонида Плавинского, который был директором группы «Дюна» и скоропостижно скончался в 2007 году.
«Леонид Плавинский» в Хлебниковском затоне. 2009 год. Фото: Михаил Архипов
«Леонид Плавинский» на Клязьминском водохранилище. 2021 год. Фото: Михаил Архипов
Еще одним приобретением Рыбина в 2009 году стал теплоход «Р 14-53 МГ» (судовладелец — Сенчукова Н. В.) — пассажирский теплоход прибрежного плавания проекта 722У, построенный в Польше. Но за все время судно в работу так и не вышло — процесс его переоборудования под прогулочное судно, начатый в 2010 году на Белогородской судоверфи так и не был завершен. С осени 2013 года судно базировалось на Клязьминском водохранилище, а сейчас теплоход продается и находится в Хлебниковском затоне. В 2022 году цена на него была обозначена в 50 млн рублей с уточнением, что требуется внутренняя отделка.
«Р 14-53 МГ» на Клязьминском водохранилище. 2014 год. Фото: Михаил Архипов
Шестым судном компании в том же 2009 году стал грузопассажирский дебаркадер «2879» (судовладелец — Сенчукова Н. В.) проекта Р-70, построенный в 1975 году в Великом Устюге и эксплуатировавшийся в Северном речном пароходстве в качестве причала на Северной Двине. Как и другие суда он был куплен под восстановление, отремонтирован и выставлен на продажу, а в «Дюне» по прямому назначению не эксплуатировался. В 2022 году за него хотели 8 с небольшим миллионов рублей, отмечая что стоечное судно «в очень хорошем состоянии, но речному регистру предъявлялось последний раз только в 2012 году». Осенью 2023 года дебаркадер, стоявший сначала на Клязьминском водохранилище, а затем в Хлебниковском затоне, был отбуксирован на Белогородскую судоверфь в Тверскую область для восстановления.
«2879» в Хлебниковском затоне. 2020 год. Фото: Михаил Архипов
Перегон «2879» в Белый городок. 2023 год. Фото: Александр Конов
Сейчас судоходная компания «Дюна» представлена только своим сайтом, не обновляющимся с начала 2022 года и все еще предлагающим совершить круизы на комфортабельном теплоходе, давно уже проданном. А в редких интервью бывшая звездная пара больше жалуется на нехватку денег, а не описывает планы по развитию своего любимого детища
.Далее по теме
14.05.2024 — В Архангельске сгорел теплоход «Михаил Ломоносов»