Как волжские речные пассажирские теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

Как волжские речные пассажирские теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах
Начало 1990-х годов речной пассажирский флот встретил не в лучшей форме. Каждое пароходство выкручивалось как могло. Кто-то продавал флот — так сделало Московское речное пароходство, которое в октябре 1991 года рассталось с теплоходом «60 лет Октября». Северо-Западное и Волго-Донское пароходства сдавали свои суда под плавгостиницы: флот Северо-Западного пароходства работал в Прибалтике, а Волго-Донского — в Германии. Но самый масштабный проект, по использованию судов в качестве плавучих отелей, был реализован в Волжском пароходстве.

Днём 1 ноября 1991 года пять судов проекта 302 — четырехпалубные теплоходы «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Ленин», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов» — отправились в необычный рейс. Начало пути было на Волге в Нижнем Новгороде, а конечной точкой назначения являлся город Севилья, расположенный на западе Испании. В составе перегонных рейсов была только команда, обслуживающая судно: ни проводников, ни работников ресторана среди них не было.  

Переход занял немногим больше месяца. Успешно пройдя Азовское, Чёрное, Мраморное, Эгейское, Ионическое, Тирренское и Средиземное моря, миновав Гибралтарский пролив и пройдя небольшой участок по Атлантическому океану в десятых числах декабря 1991 года потрёпанные штормами суда прибыли в порт назначения. Суда ошвартовались в пригороде Севильи на реке Гвадалквивир. Приступить к работе они должны были в апреле 1992-го. За оставшееся время суда приводили в порядок после перегона и подготавливали к новой сфере деятельности.

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

В Испанию теплоходы ушли для участия в Международной выставке «ЭКСПО-92» в качестве плавучих гостиниц для размещения посетителей мероприятия. Начиная с 20 апреля 1992 года — дня открытия выставки — российские теплоходы должны были работать как гостиницы. Но работали под гостиницу только два судна из пяти.

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

17 октября 1992 года суда отправились в обратный путь всё по тому же маршруту и к началу зимы прибыли на Волгу под Нижний Новгород. Правда, обратный путь протекал не так гладко. Все пять теплоходов едва не оказались на Украине. А получилось это вот из-за чего. Когда суда шли в Испанию, осенью 1991 года, и уже добрались до Ростова-на-Дону, то оказалось, что судовые документы непригодны для морского перегона. У всех порт приписки значился Горький (ставший к тому моменту обратно Нижним Новгородом), а в море можно было выходить только имея морской порт приписки.

Последний порт, откуда начинался морской перегон — Мариуполь на Азовском море. Там волжский караван простоял несколько дней. И проблему документов решили — морская администрация порта Мариуполь выдала на все пять теплоходов новые документы с новым адресом регистрации — порт Мариуполь.

Из-за этого на обратном пути возникла проблема. За время работы в Испании в родных широтах было много изменений, включая и межгосударственное. В частности, было заключено соглашение о разделе имущества между бывшими союзными республиками. И флот поделили просто — по порту приписки. То есть, те суда советского флота, которые были приписаны к украинским портам, автоматически перешли к Украине.

Поэтому, по прибытию на рейд Мариуполя местные украинские пограничники пытались заставить экипажи судов ошвартоваться в порту, так как по документам, выданным год назад, теплоходы получилась украинские. Но забрать силой суда украинцы не могли — не было мощностей, а капитаны не стали ждать дальнейшего развития событий и решили проигнорировать предложение, уйдя в российские воды.

Не менее любопытны и другие стороны этой истории. Представители Волжского пароходства отмечают, что главным было получение опыта по организации гостиничного сервиса, который в будущем пригодился в работе на реках России при организации круизов с иностранными туристами. Плюс — в неспокойные годы экипажи не сидели без работы.

Капитаны всех пяти теплоходов и руководитель перегона. Фото перед уходом обратно в Россию. Слева направо: В. Н. Горбунов (капитан «Зосима Шашков»), Г. А. Егоров (капитан теплохода «Ленин»), В. А. Кочетков (капитан теплохода «Георгий Чичерин»), Ю. И. Карасев, Ю.Г. Семенов (капитан теплохода «Юрий Андропов», В.А. Иудин (капитан теплохода «Леонид Соболев»).

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

Другие стороны оценивают мероприятие более пессимистично: спроса на суда-гостиницы в самой Испании не было, так как там и без них хорошо развита отельная инфраструктура, и с финансовой точки зрения идея оказалась убыточной. Общий убыток, понесенный пароходством в результате этого проекта, составил по 2 млн рублей на каждое судно.

Видимо в качестве попытки компенсировать часть убытков, еще во время нахождения судов в Испании, прорабатывался вопрос о продаже двух из них — «Георгия Чичерина» и «Ленина» — в США. Представители пароходства и тогдашнего руководства Минречфлота побывали в Америке, а оттуда затем прибыли представители некой компании, которые осмотрели суда и забрали с них документацию, касающуюся технического устройства. Почему не состоялась продажа история умалчивает, но такой факт имел место быть.

Так кто же стоял за всей этой историей? Лет десять назад прозвучала такая информация: организатором затеи выступило совместное предприятие «Бородино», представители которого подписали пароходство на этот проект. Как говорят сами работники пароходства, «переговоров было много, ездили неоднократно в Испанию от «Бородино» и от пароходства. Был заключен контракт. Все было правильно. «Бородино» деньги полностью перечисли, частями. Заплату наши получали полностью, в рублях и в долларах. Последняя какая-то сумма долго находилась на счетах, после акционирования они ушли в Москву, а не в пароходство».

Недавно к этой истории нашлось интересное дополнение. В книге «Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина» подробно рассказывается о том, как в 1990-е годы экс-шеф службы безопасности президента Ельцина Коржаков возглавил строительство медиа-империи, в противовес уже созданной чуть ранее корпорации НТВ олигарха Гусинского.

Одним из людей, с которого началось формирование ТВ-команды, стал майор КГБ Александр Комельков, который в советские времена был заместителем начальника отдела управления КГБ, курировавшего телевидение. В перестроечные годы Комельков умело распоряжался своим административным ресурсом – телецентром «Останкино», прежде всего эфирным временем теле- и радиоканалов и помещениями, которые сдавались коммерческим телевизионным структурам. Закончилось это для Комелькова отставкой, после чего он открыл ресторан на Кутузовском проспекте в Москве.

Как следует из материалов книги, деньги на свой ресторан он получил из проекта по сдаче российских теплоходов в Испанию в 1992 году. У чекистов на своего экс-коллегу Комелькова был полный компромат, включая данные об офшорных счетах, на которые были положены деньги, заработанные пароходством в Испании на этом проекте.

Фото: из архива теплохода «Ленин», Волжского пароходства, Вячеслава Бабушкина, Rik79 и Azazello
Возврат к списку