Невероятные приключения теплохода «Т. Г. Шевченко» в России, Ирландии и Англии

Невероятные приключения теплохода «Т. Г. Шевченко» в России, Ирландии и Англии
Про этот теплоход уже рассказывалось в статье про съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», но его дальнейшая судьба оказалась под стать названию фильма — такими же невероятными. Теплоход «Т. Г. Шевченко», построенный в 1959 году в Германии, 40 лет проработал в России, затем несколько лет в Ирландии, а закончил свои дни в Англии.

Стоит отметить, что  именем украинского писателя Тараса Григорьевича Шевченко назывался и другой однотипный пассажирский теплоход проекта 588, который был принят в эксплуатацию раньше — в 1956 году. Но название судна было чуть в другом написании — «Тарас Шевченко» (сейчас это судно называется «Очарованный странник»).

После постройки «Т. Г. Шевченко» поступил в Северо-Западное речное пароходство, где был приписан к Ленинграду. Вместе с ним в пароходство попали однотипные суда «А. С. Попов», «Алтай», «Н. К. Крупская», «Родина».

Работал теплоход в основном на водных путях Северо-Запада (Ладога, Онега), но также совершал рейсы в другие бассейны. В 1970-1980-х годах все суда пароходства традиционно делали по одному рейсу в Астрахань. В 1960-е и до середины 1970-х годов были эпизодические рейсы теплохода с выходом в Балтийское море — до Выборга.

В 1973 году теплоход был снят в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», в сцене, где пассажирский теплоход проходит по Неве в разведенный днем мост, а герои фильма перебираются через мост используя крышу рубки судна. Для съемок на уже существующую была поставлена специально еще одна фальш-рубка, чтобы хватало высоты до границ разведенного моста.

Со съемками теплохода в фильме связан любопытный момент. Изначально сниматься там должно было однотипное судно пароходства — теплоход «Алтай». Но вот в момент съемки сцены произошло ЧП: проходя через поднятые пролеты моста теплоход снесло течением и судно навалилось на правый пролет моста Строителей (ныне — Биржевой мост), снеся полностью надстроенную «киношную» рубку и получив повреждения мостика с правого борта. В итоге «Алтай» отправили в ремонт, а на его место пригнали однотипный «Т. Г. Шевченко», которого в итоге и видят зрители в фильме.

Когда в 1994 году теплоход «Алтай» списали и порезали, «Т. Г. Шевченко» ждала совсем иная судьба. Судно было продано частным лицам, которые перегнали теплоход в Москву, куда он прибыл в конце сентября 1994 года. Судно было весьма непрезентабельного вида: после 1991 года в работу оно не выходило. Ошвартовали теплоход на 16-м причале Северного речного вокзала Москвы, а название на борту с «Т. Г. Шевченко» сменилось на «Святой Петр».


«Святой Петр» на Химкинском водохранилище в Москве. Февраль 1995 года. Фото: Владислав Прокофьев

С началом навигации 1995 года теплоход покинул Москву. Где он потом находился сложно сказать — точной информации об этом нет: сообщалось, что судно отстаивалось в одном из дальних уголков морского порта Санкт-Петербурга. Зато весной 1996 года он «всплыл» аж в Ирландии, а точнее стал плавучей гостиницей в порту города Слайго. Да еще и под новым именем — Anichka. Как писала позже местная ирландская пресса, владели теплоходом французские бизнесмены российского происхождения. Скорее всего, отмечали местные наблюдатели, на борту теплохода под видом гостиницы находилось нечто совсем иное, с большей степени вероятности — незаконное.

А обратилась она (пресса) к этому вопросу в связи с дальнейшим развитием событий. В апреле 2000 года теплоход был продан и должен был покинуть порт Слайго. Однако купивший его французский бизнесмен сразу таинственно исчез и судно оказалось брошенным. Лишь через полтора года, осенью 2001-го, местные власти взялись за решение вопроса с судном. Мало того, что местный порт не получал денег за стоянку теплохода, так он еще и мешал судоходству в акватории, угрожая экологии: к этому времени на борту произошел серьезный пожар, в результате которого на теплоходе полностью выгорела надстройка, а после тушения пожара судно частично затонуло.

В итоге проблема была решена так. Теплоход был оформлен на местный порт, который в свою очередь передал его администрации города. Та, в свою очередь, за 10 фунтов стерлингов продала его английской компании, занимающейся утилизацией судов. Последняя должна была отбуксировать теплоход на разделку в город Миллом, находящийся на северо-западе Англии.

И тут возникла первая серьезная проблема: перед перегоном судно нужно было не только поднять и привести в порядок, а точнее в остойчивое положение, но и законвертировать для дальнейшего морского перегона. Оплачивать это пришлось за счет бюджета ирландского города Слайго. В итоге получив за теплоход 10 английских фунтов, расходы местной администрации составили почти 455 тысяч фунтов (300 тысяч евро по нынешнему курсу). Местная пресса люто салютировала тогда таким необычным финансовым показателям.

7 ноября 2002 года судно покинуло Ирландию, отправившись в Англию. Если вы думаете, что на этом многострадальная история теплохода благополучно заканчивается, то не спешите: не зря же он снимался в фильме с таким говорящим названием. Пусть и не итальянцы, и не в России, но так уж получилось.



Доставив теплоход в Англию компания, осуществлявшая его буксировку, столкнулась со следующей проблемой. Агентство по охране окружающей среды Великобритании выставило ей счет за утилизацию иностранного судна на территории страны, который компания то ли не смогла оплатить, то ли не захотела. Плюс судно снова начало дало течь, затонув в порту Миллома. В итоге компания просто бросила судно, а геморрой от ирландских коллег торжественно приняли английские местные власти.

Не буду утомлять перечислением дальнейших судебных разбирательств, которые щедро освещала местная пресса. Итог был таков: теплоход Anichka, в девичестве «Т. Г. Шевченко», а затем «Святой Петр», был утилизирован в Милломе в апреле 2003 года. Да, и не маловажное уточнение. Счет на пару сотен тысяч евро за подъем, буксировку и утилизацию теплохода были вынуждены оплатить английские власти в лице местного муниципалитета.

Также по теме

19.01.2024 — «Невероятные приключения итальянцев в России» на Москва-реке и Неве: что осталось за кадром

Возврат к списку