Как речные теплоходы решили гостиничную проблему Калининграда в 1990-х годах

Как речные теплоходы решили гостиничную проблему Калининграда в 1990-х годах
В начале 1990-х годов в Калининграде возникла необычная проблема. Крах Союза дал толчок к резкому росту туристического потока в город из Европы, в первую очередь из Германии. Спрос на туры в бывшую Восточную Пруссию был настолько массовым, что в городе просто не было необходимого количества гостиниц, чтобы размещать прибывавших туристов.

Поскольку быстро новых гостиниц было не построить, то проблему дефицита мест решили так: летом 1992 года в город прибыло два теплохода, арендованных в Волжском пароходстве, общей вместимостью 800 человек (по 400 мест на каждом судне).

6 июня 1992 года в центре Калининграда, на реке Преголе, открылась первая плавучая гостиница, получившая название Hansa. Отель был открыт на борту теплохода «Георгий Димитров».

«Георгий Димитров» представлял собой туристический круизный теплоход, построенный в 1979 году по проекту 92-016 — серии из 9 пассажирских четырехпалубных судов, строившихся с 1975 по 1983 годы в Чехословакии.

Номерной каютный фонд теплохода, состоявший из одноместных, двухместных и трехместных кают с туалетом и душем, соответствовал уровню гостиницы 3*. Все цены на борту были в немецких марках, но расплатиться можно было и в рублях – по курсу валют.

Теплоход "Георгий Димитров" в Калининграде 

Теплоход "Георгий Димитров" в Калининграде
Фото: Альберт Зайцев

Теплоход "Георгий Димитров" в Калининграде
Фото: Государственный архив Калининградской области

Вслед за «Димитровом» в Калининград в июле 1992 года прибыл однотипный теплоход «Семен Буденный», работавший также в Волжском пароходстве. Новая гостиница получила название сначала «Балт-Инвест», затем Balt Сompany («Балт компани») — по арендатору, совместной греко-русско-немецкой компании. Корму теплохода «Буденный» украсила  надпись: «Первое в городе казино». На теплоходе больше был городской ресторан высшего класса, где любили проводить время от губернатора Маточкина до правительства стран Балтии, а контингент постояльцев первое время был исключительно из граждан Германии. Ошвартовано судно было чуть ниже по течению, чем «Димитров». Каюты-номера на обоих судах сразу же стали пользоваться спросом и не пустовали.

Теплоход "Георгий Димитров" и "Семен Буденный" в Калининграде
Фото: Альберт Зайцев

Теплоход Семен Буденный в Калининграде

В июле 1992 года компания «Балт-Инвест» арендовала еще одно речное пассажирское судно, перегнав его в Калининград. Им стал двухпалубный теплоход «Михаил Чеботарев», построенный в Венгрии в 1960 году по проекту 305, и работавший ранее в Волго-Донском речном пароходстве (Ростов-на-Дону). «Чеботарев» был ошвартован на Преголе, перед «Буденным». Но уровень комфортабельности каюты был не сравним. Хотя на судне мест было не намного меньше — 300, но все каюты были без санузлов и душа — удобства находились на палубе.

Теплоход "Семен Буденный" и "Михаил Чеботарев" в Калининграде

Теплоход "Михаил Чеботарев" в Калининграде

Теплоход "Михаил Чеботарев" в Калининграде

К середине 1990-х турпоток стал снижаться, а дела с круизным туризмом, наоборот, улучшаться. Поэтому в сентябре 1994 года теплоход «Георгий Димитров» покинул Калининград, вернувшись обратно на Волгу. С 1995 года судно стало работать на реке полноценно на рейсах из Москвы от компании "Паллада", получив затем всероссийскую известность — на его борту несколько лет подряд снимали «юмористическую» передачу «Аншлаг», с зловеще хохочущей Региной Дубовицкой. Впрочем, как и гостиница судно тоже использовалась, но уже в межсезонье, с осени до весны, работая до конца 90-х на Северном речном вокзале Москвы. В 2000 году теплоход «Георгий Димитров» получил новое имя — «Сергей Кучкин».

На два года дольше проработал в Калининграде «Семен Буденный»: на Волгу судно вернулось в августе 1996 года, после чего в простое уже не находилось, полноценно работая в круизном качестве по настоящее время.

Место ушедшего «Димитрова» в сентябре 1994 года занял двухпалубный теплоход «Пинега», работавший до этого в Северном речном пароходстве, совершая рейсы по Северной Двине между Архангельском и Котласом. Гостиница также получила название Hansa в тему Ганзейского союза — политического и экономического партнерства, объединявшего почти 300 торговых городов северо-западной Европы с середины XII до середины XVII веков. Как и в случае с «Димитровым» судно носило это название условно, оставаясь по документам «Пинегой». Уровень комфортабельности и вместимости был идентичен «Чеботареву» — оба судна были одной серии.

Гостиница Hansa на борту теплохода "Пинега"

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Теплоход "Пинега" в Калининграде

В те же года появились еще желающие связать себя с гостиничной индустрией. Дело в том, что в начале 1990-х многие речные пассажирские суда ушли из пароходств за бесценок, зачастую случайным людям, которые и не представляли что с ними дальше делать. Среди них оказались два судна все того же проекта 305, построенных в Венгрии в 1963 году и работавших в Волжском пароходстве: «Борис Чирков» и «Комдив Гай». Оба теплохода должны были стать плавучими гостиницами в Калининграде. «Чирков» к осени 1994 года — к моменту ухода на Волгу «Димитрова», а «Гай» — к лету 1995-го.

Но реализации этих планов помешали некоторые обстоятельства и в Калининград теплоходы так и не пришли. «Борис Чирков» Волгу так и не покинул: в 2000-е судно работало в круизах, затем было куплено московским правительством под переоборудование в плавучий комедийный театр «Корабль дураков», но в итоге утилизировано осенью 2016 года.

А «Комдив Гай» закончил свою судьбу иначе. В конце сентября 1994 года теплоход был перегнан в Санкт-Петербург, за зиму подготовлен к перегону морем в Калининград, но в итоге летом 1995 года ушел в соседнюю Литву, где, простояв на приколе 10 лет в порту Клайпеды, не состоявшая гостиница была порезана там же на металл в 2005 году.

В 2002 году Калининград покинул теплоход «Пинега». Судно, получившее название Hansa, продали в Польшу, где оно работало плавгостиницей до осени 2015 года, а с сентября 2015 года и по настоящее время работает плавгостиницей в Швеции.

А год спустя, летом 2003-го, наступила развязка и в истории с теплоходом «Михаил Чеботарев» — долгожителем на калининградском гостиничном рынке, работавшим с 1993 года. В конце 1990-х прежний арендатор («Балт компани») продала теплоход новому владельцу — гражданину Албании Адеми Беджету, который открыл на борту теплохода гостиницу «Адеми».

Днем 31 июля 2003 года на борту «Чеботарева» начался пожар. Описывая случившееся местная пресса не удержалась от издевки: «И не хуже дров горел «Михаил Чеботарев». В результате пожара судно полностью выгорело и владелец сразу же заявил, что восстанавливать его не собирается. Теплоход был утилизирован на заводе «Балтиксудоразделка» в Калининграде к декабрю 2003 года.

Теплоход Михаил Чеботарев в Калининграде

Но за полгода до ЧП с «Чеботаревым» компания «Адеми» договорилась с Волжским пароходством о покупке там трехпалубного пассажирского теплохода «Фридрих Энгельс», для использования затем в качестве второй плавучей гостиницы в Калининграде.

В октябре 2003 года «Фридрих Энгельс», построенный по проекту 588 в 1956 году в Германии, отправился в Санкт-Петербург. Там судно было взято на буксировку теплоходом «Литке», после чего оба судна вышли в море по направлению к Калининграду. 6 ноября теплоход «Фридрих Энгельс» затонул в Балтийском море 30 км от города Балтийск Калининградской области. Компания-владелец «Энгельса» заявила, что авария явилась следствием грубой неосторожности, допущенной буксирующим судном. В 2004 году «Адеми» обратилось в суд, требуя с компании, осуществлявшей буксировку, возместить ущерб в 20 млн рублей, но иск был отклонен.

На этом история гостинично-теплоходной эпохи Калининграда завершилась.

Также по теме:

14.01.2024 — «Пинега»: как теплоход 30 лет работал плавгостиницей в трех странах

Возврат к списку