Необычная судьба теплохода «Пинега»: как судно 30 лет работало плавгостиницей в трех странах
![Необычная судьба теплохода «Пинега»: как судно 30 лет работало плавгостиницей в трех странах](/upload/iblock/ed2/zxeiybrqd29lxd65uwm1z0vtyzhckhq8.jpg)
В 1962 году в Северное речное пароходство поступило четыре пассажирских речных теплохода. Все суда были построены на судоверфи «Обуда» в Будапеште по проекту 305. Эти двухпалубные суда получили названия в честь рек — «Индигирка», «Неман», «Олекма» и «Пинега», но от других однотипных, поступивших в Московское, Волжское, Камское, Бельское и Волго-Донское пароходства, отличались габаритами. Их ширина была 14,31 метра против 15,20 метров, как, например, у головного судна серии — теплохода «Дунай» (сейчас — «Александр Блок») и других судов, работавших в Европейской части РСФСР. Уменьшенная ширина была нужна для прохода судов через шлюзы Беломорско-Балтийского канала, имевшего ширину шлюзовых камер 14,5 метров.
В Северном речном пароходстве теплоходы работали на грузо-пассажирской транспортной линии между Архангельском и Котласом на реке Северная Двина. И работали без малого 30 лет всегда без каких-либо изменений: выходили в первые рейсы по высокой воде в начале мая, летом, в межень, скребли дно, в начале октября заканчивали работу и вставали на зимовку.
«Пинега» в Архангельске.
![Теплоход "Пинега" в Архангельске Теплоход "Пинега" в Архангельске](/upload/medialibrary/92a/7ytydywd8ddnk5p2qj202fv0mm75ezl0.jpg)
![Теплоход "Пинега" в Архангельске Теплоход "Пинега" в Архангельске](/upload/medialibrary/f0d/hxbj9ryhcyue32gioje3seclymencoi1.jpg)
«Пинега» в Котласе.
![](https://cruiseinform.ru/upload/iblock/1b3/z9s6fg77cp1g8twc29bwmjz41txdajaf.jpg)
Но пришли 90-е и все круто поменялось. Как и другие транспортные линии северодвинская существовала за счет госдотаций, поэтому как только возникли финансовые трудности, то два судна были выведены из работы — «М. В. Ломоносов» (бывший теплоход «Олекма») и теплоход «Пинега». До 1995 года включительно на линии работали теплоходы «Адмирал Кузнецов» (бывший теплоход «Индигирка») и «Федор Абрамов» (бывший «Неман»).
И если «М. В. Ломоносов» ржавел на приколе в Котласе до 2004 года, когда его выкупил и перегнал в Москву солист группы «Дюна» Виктор Рыбин, то «Пинега» покинул Северную Двину уже в 1994 году — отправившись под работу плавгостиницей в Калининград. В сентябре 1994 года теплоход был ошвартован на реке Преголя в центре города, заняв место ушедшего на Волгу теплохода «Георгий Димитров» (сейчас «Сергей Кучкин»), на борту которого с 6 июня 1992 по сентябрь 1994 года работала гостиница с названием Hansa. Это же название отеля перешло «по наследству» и теплоходу «Пинега».
«Пинега» в Калининграде, 1995 год.
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/fef/rm3236pdt5agpmwpi7djila8tcahd5zk.jpg)
Использование в таком качестве судов в те годы было распространенной практикой. Часть судов работали в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Другим везло с вояжами по заграницам: пять волжских теплоходов — «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Ленин», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов» — работали в Испании, а «Михаил Калинин» (сейчас — «Мстислав Ростропович») в Швеции. Ростовские теплоходы «Новиков-Прибой» (сейчас «Сергей Дягилев») на пару с «Тихим Доном» — в Германии, а их земляк «Максим Литвинов» оказался аж в Шотландии. «Владимир Ильич» (сейчас «Санкт-Петербург») и «А. С. Попов» из Северо-Западного пароходства «гостиничали» в Эстонии — в городах Таллине и Пирите.
«Пинега» в Калининграде, 1995-2000 годы.
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/cfa/a2a3lwur4dmnne4u2vczutphdbyz0zzl.jpg)
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/cae/skr7518tass2tvdr0wht8b2rpl0m7rga.jpg)
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/650/23jjqk833vb4i4ayfzq2i5sgz2627idw.jpg)
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/4f4/3amf9k1cfit5krn1rgz6wcyt31fj1i8h.jpg)
В Калининграде «Пинега» оказалась не одинока — с аналогичными функциями там уже работали волжские теплоходы «Георгий Димитров» и «Семен Буденный» (с июля 1992 по август 1996 года), а также однотипный двухпалубник из Ростова-на-Дону «Михаил Чеботарев» (с 1993 года). Такая высокая концентрация плавгостиниц в относительно маленьком городе объяснялась высоким турпотоком из Германии и дефицитом комфортабельных гостиничных мест для его размещения, а изнеженные души бюргеров только к творчеству своего земляка Канта относились философски, а в бытовом плане скидок не делали.
«....Вообще посещать Калининградскую область иностранцам разрешили еще в январе 1991-го. Но требовалось время на отладку, на то, чтобы потенциальные туристы узнали о такой возможности. Потому первые месяцы каждый визит «оттуда» был событием. Однако мало-помалу ручеек зарубежных гостей превращался в реку. Причем львиная доля иностранцев приходилась на пожилых немцев, уроженцев бывшей Восточной Пруссии. С них же и пошел процесс. Так родилось новое понятие – «ностальгирующие туристы»...».
К середине 1990-х компанию четырем теплоходам могли бы составить еще два двухпалубных теплохода из Волжского пароходства «Борис Чирков» и «Комдив Гай», но турпоток пошел на спад и спрос на плавотели прошел. «Димитров» и «Буденный» вернулись на Волгу, а «Пинега» с «Чеботаревым» остались.
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/e63/iu461h17ju53r0jc6nuumpj6xchl1j5z.jpg)
![Теплоход "Пинега" в Калининграде Теплоход "Пинега" в Калининграде](/upload/medialibrary/6e9/xcysewf26o6y16674guoepqo3vylzlsc.jpg)
В 2002 году «Пинеге» снова повезло: останься теплоход в Калининграде в итоге он был закончил как «Чеботарев», сгоревший летом 2003 года на месте стоянки. Но на «Пинегу» нашлись покупатели, которые перегнали судно — получившее тогда же название Hansa — в соседнюю Польшу. Там теплоход ошвартовали в Щецинской лагуне на реке Одер, вблизи города Мендзыздрое, а на его борту открыли гостиницу Hotel Hansa Ship. Судно работало под флагом Польши и было приписано к городу с романтическим названием Свиноуйсьце.
![Теплоход "Hansa" в Польше Теплоход "Hansa" в Польше](/upload/medialibrary/60a/w17wzeewtu1utjo1m0gh9gpeq8fs6281.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Польше Теплоход "Hansa" в Польше](/upload/medialibrary/bc7/xhx40nxzsf20jufr4qgg8c1pb21x9419.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Польше Теплоход "Hansa" в Польше](/upload/medialibrary/045/f80kyuky9h25dupwh4w99sjiim053b9w.jpg)
Новые владельцы переделали теплоход под комфортабельную плавучую гостиницу: все каюты были оборудованы санузлами, заменена мебель и фурнитура, обновлены интерьеры ресторана и бара. Пассажировместимость с 300 человек сократилась до 120.
Прошло еще 10 спокойных лет и польский этап подошел к концу — владельцы выставили теплоход на продажу и в сентябре 2015 года буксирами судно было отведено через Балтийское море в Карлскрун — город, расположенный на юго-восточном побережье Швеции.
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/921/kygkf6x1dvna1jxg2k8jkg9rcvi2vfpi.jpg)
Стоит отметить, что «Пинега-Hansa» стал не первым двухпалубным речным теплоходом этого проекта, попавшим в Скандинавию. В 1994 году в Финляндии проходил переоборудование теплоход «Александр Пирогов», проданный на тот момент из Московского речного пароходства компании «СФАТ», занимавшейся нефтеперевозками, которая сделала из стандартного теплохода круизное судно повышенной комфортабельности. Любопытно, что «Пирогов» в итоге тоже стал плавгостиницей, но уже в Москве и с названием «Федор Ушаков», а весной 2018 года сгорел на Южном речном вокзале столицы под названием «Нерей».
В Швеции Hansa работала как плавучее общежитие гостиничного типа. Согласно данным на сайте владельца судна, на теплоходе можно снять номер за 55 евро в сутки, либо арендовать его за 450 евро в месяц (цены на 2023 год). На борту 62 каюты — 58 двухместных номеров и 4 одноместных номера. На борту ресторан на 120 человек и столовая на 44 человека с двумя кухнями для тех, кто предпочитает готовить себе самостоятельно. Также на борту оборудован бар. Несмотря на то, что двигатели на месте, своим ходом теплоход передвигаться не может и требуется буксировка. При этом, судно выставлено на продажу: последняя цена на 30 ноября 2023 года обозначена в 480 000 евро.
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/c6d/d9ir6drbs1uqndrjzthvud5c3yyaaxnc.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/dc3/3e520md04bg6pxzhj88u1rgxufw2u9id.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/2f8/z9l6p8tzykli7uf02itzsqaqqxxxtisz.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/a26/glxzgif5dae2cmtfoz7rlg9kq37jaxxt.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/e3a/3j9yx1dg1d31v2sy2c2dorm8zr7ujjxh.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/0c2/x6xoj80c5r1am233bb4r9sh4dttzmok4.jpg)
![Теплоход "Hansa" в Швеции Теплоход "Hansa" в Швеции](/upload/medialibrary/be5/8sh5qnciyd7vxoa7irm8kw1o88ou3rl9.jpg)
Фото: Вячеслав Кириллов, Иван Загайнов, Сергей Метелица, Wolfgang Fricke, Peter Stockwell, Александр Соснин