Необычная судьба теплохода «Пинега»: как судно 30 лет работало плавгостиницей в трех странах

Необычная судьба теплохода  «Пинега»: как судно 30 лет работало плавгостиницей в трех странах
Обычно передача судна под стоечный объект — плавгостиницу или ресторан — практически всегда означает для него билет в один конец. Вернуть теплоход обратно в круизную работу можно, но сложно и дорого, поэтому судьба у таких судов всегда одна и та же и заканчивается печально, различаясь только в сроках начала конца. Но как из любого правила есть исключения, то и здесь бывают неожиданные повороты судьбы.

В 1962 году в Северное речное пароходство поступило четыре пассажирских речных теплохода. Все суда были построены на судоверфи «Обуда» в Будапеште по проекту 305. Эти двухпалубные суда получили названия в честь рек — «Индигирка», «Неман», «Олекма» и «Пинега», но от других однотипных, поступивших в Московское, Волжское, Камское, Бельское и Волго-Донское пароходства, отличались габаритами. Их ширина была 14,31 метра против 15,20 метров, как, например, у головного судна серии — теплохода «Дунай» (сейчас — «Александр Блок») и других судов, работавших в Европейской части РСФСР. Уменьшенная ширина была нужна для прохода судов через шлюзы Беломорско-Балтийского канала, имевшего ширину шлюзовых камер 14,5 метров.

В  Северном речном пароходстве теплоходы работали на грузо-пассажирской транспортной линии между Архангельском и Котласом на реке Северная Двина. И работали без малого 30 лет всегда без каких-либо изменений: выходили в первые рейсы по высокой воде в начале мая, летом, в межень, скребли дно, в начале октября заканчивали работу и вставали на зимовку.

«Пинега» в Архангельске.

Теплоход "Пинега" в Архангельске

Теплоход "Пинега" в Архангельске

«Пинега» в Котласе.



Но пришли 90-е и все круто поменялось. Как и другие транспортные линии северодвинская существовала за счет госдотаций, поэтому как только возникли финансовые трудности, то два судна были выведены из работы — «М. В. Ломоносов» (бывший теплоход «Олекма») и теплоход «Пинега». До 1995 года включительно на линии работали теплоходы «Адмирал Кузнецов» (бывший теплоход «Индигирка») и «Федор Абрамов» (бывший «Неман»).

И если «М. В. Ломоносов» ржавел на приколе в Котласе до 2004 года, когда его выкупил и перегнал в Москву солист группы «Дюна» Виктор Рыбин, то «Пинега» покинул Северную Двину уже в 1994 году — отправившись под работу плавгостиницей в Калининград. В сентябре 1994 года теплоход был ошвартован на реке Преголя в центре города, заняв место ушедшего на Волгу теплохода «Георгий Димитров» (сейчас «Сергей Кучкин»), на борту которого с 6 июня 1992 по сентябрь 1994 года работала гостиница с названием Hansa. Это же название отеля перешло «по наследству» и теплоходу «Пинега».

«Пинега» в Калининграде, 1995 год.

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Использование в таком качестве судов в те годы было распространенной практикой. Часть судов работали в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Другим везло с вояжами по заграницам: пять волжских теплоходов —  «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Ленин», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов» —  работали в Испании, а «Михаил Калинин» (сейчас — «Мстислав Ростропович») в Швеции. Ростовские теплоходы «Новиков-Прибой» (сейчас «Сергей Дягилев») на пару с «Тихим Доном» — в Германии, а их земляк «Максим Литвинов» оказался аж в Шотландии. «Владимир Ильич» (сейчас «Санкт-Петербург») и «А. С. Попов» из Северо-Западного пароходства «гостиничали» в Эстонии — в городах Таллине и Пирите.

«Пинега» в Калининграде, 1995-2000 годы.

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Теплоход "Пинега" в Калининграде

В Калининграде «Пинега» оказалась не одинока — с аналогичными функциями там уже работали волжские теплоходы «Георгий Димитров» и «Семен Буденный» (с июля 1992 по август 1996 года), а также однотипный двухпалубник из Ростова-на-Дону «Михаил Чеботарев» (с 1993 года). Такая высокая концентрация плавгостиниц в относительно маленьком городе объяснялась высоким турпотоком из Германии и дефицитом комфортабельных гостиничных мест для его размещения, а изнеженные души бюргеров только к творчеству своего земляка Канта относились философски, а в бытовом плане скидок не делали.

«....Вообще посещать Калининградскую область иностранцам разрешили еще в январе 1991-го. Но требовалось время на отладку, на то, чтобы потенциальные туристы узнали о такой возможности. Потому первые месяцы каждый визит «оттуда» был событием. Однако мало-помалу ручеек зарубежных гостей превращался в реку. Причем львиная доля иностранцев приходилась на пожилых немцев, уроженцев бывшей Восточной Пруссии. С них же и пошел процесс. Так родилось новое понятие – «ностальгирующие туристы»...».

К середине 1990-х компанию четырем теплоходам могли бы составить еще два двухпалубных теплохода из Волжского пароходства «Борис Чирков» и «Комдив Гай», но турпоток пошел на спад и спрос на плавотели прошел. «Димитров» и «Буденный» вернулись на Волгу, а «Пинега» с «Чеботаревым» остались.

Теплоход "Пинега" в Калининграде

Теплоход "Пинега" в Калининграде

В 2002 году «Пинеге» снова повезло: останься теплоход в Калининграде в итоге он был закончил как «Чеботарев», сгоревший летом 2003 года на месте стоянки. Но на «Пинегу» нашлись покупатели, которые перегнали судно — получившее тогда же название Hansa — в соседнюю Польшу. Там теплоход ошвартовали в Щецинской лагуне на реке Одер, вблизи города Мендзыздрое, а на его борту открыли гостиницу Hotel Hansa Ship. Судно работало под флагом Польши и было приписано к городу с романтическим названием Свиноуйсьце.

Теплоход "Hansa" в Польше

Теплоход "Hansa" в Польше

Теплоход "Hansa" в Польше

Новые владельцы переделали теплоход под комфортабельную плавучую гостиницу: все каюты были оборудованы санузлами, заменена мебель и фурнитура, обновлены интерьеры ресторана и бара. Пассажировместимость с 300 человек сократилась до 120.

Прошло еще 10 спокойных лет и польский этап подошел к концу — владельцы выставили теплоход на продажу и в сентябре 2015 года буксирами судно было отведено через Балтийское море в Карлскрун — город, расположенный на юго-восточном побережье Швеции.

Теплоход "Hansa" в Швеции

Стоит отметить, что «Пинега-Hansa» стал не первым двухпалубным речным теплоходом этого проекта, попавшим в Скандинавию. В 1994 году в Финляндии проходил переоборудование теплоход «Александр Пирогов», проданный на тот момент из Московского речного пароходства компании «СФАТ», занимавшейся нефтеперевозками, которая сделала из стандартного теплохода круизное судно повышенной комфортабельности. Любопытно, что «Пирогов» в итоге тоже стал плавгостиницей, но уже в Москве и с названием «Федор Ушаков», а весной 2018 года сгорел на Южном речном вокзале столицы под названием «Нерей».

В Швеции Hansa работала как плавучее общежитие гостиничного типа. Согласно данным на сайте владельца судна, на теплоходе можно снять номер за 55 евро в сутки, либо арендовать его за 450 евро в месяц (цены на 2023 год). На борту 62 каюты — 58 двухместных номеров и 4 одноместных номера. На борту ресторан на 120 человек и столовая на 44 человека с двумя кухнями для тех, кто предпочитает готовить себе самостоятельно. Также на борту оборудован бар. Несмотря на то, что двигатели на месте, своим ходом теплоход передвигаться не может и требуется буксировка. При этом, судно выставлено на продажу: последняя цена на 30 ноября 2023 года обозначена в 480 000 евро.

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Теплоход "Hansa" в Швеции

Фото: Вячеслав Кириллов, Иван Загайнов, Сергей Метелица, Wolfgang Fricke, Peter Stockwell, Александр Соснин

Возврат к списку