В Москве начались испытания первого речного электроаквабуса
Строительство электробусов осуществляется компанией ООО «Эмпериум» в городе Отрадное Ленинградской области. Согласно информации на сайте компании новые суда будут иметь следующие параметры:
Длина: 21 метр;
Ширина: 6.2 метра;
Высота надводного борта: 1.29 метра;
Осадка: 1.413 метра;
Материал корпуса: сталь, монокорпус, ледовый класс;
Водоизмещение: 40 тонн;
Экипаж: 2 человека;
Пассажировместимость: 80 человек;
Главные двигатели: 2х134 кВт;
Батареи: LFP до 500 кВт⋅ч;
Дальность хода в крейсерском режиме: до 150 км;
Крейсерская скорость: 18.5 км/час;
Максимальная скорость: 22 км/час.
Судно построено на модульной платформе катамаранного типа. Поплавки, мосты, надстройка, рубка являются полностью комплектными отдельными элементами. Данная конструкция позволяет быстро и экономно доставить судно в любое место России по железной дороге и осуществить финальную сборку в течение 5-7 дней.
Корпус судна выполнен в виде цельносварных алюминиевых конструкций с болтовым и клиновым креплением. Использование лазерной сварки для сплошного провара набора корпуса придает легкость, надежность и долговечность конструкции. Обводы корпуса максимально оптимизированы, что позволяет затрачивать меньше энергии на движение.
Система накопления и хранения энергии построена на базе безопасных LiFePO4 ячеек. Сходные решения используются на президентской серии автомобилей «Aurus». Многоуровневая безопасность системы обеспечивается тремя степенями электронной защиты, встроенной системой пожаротушения с каналами вывода газов. Батарейная система построена по модульному принципу на быстроразъемных соединениях, что позволяет быстро извлекать батарейные и управляющие модули для замены или сервисного обслуживания. Срок службы батарейной системы определяется частотой ее использования и глубиной разряда и, как правило, составляет 10-12 лет.
Передача вращения электромоторов на винт производится прямым приводом. В качестве пропульсивной установки используется тянущая поворотная винто-рулевая колонка с двойными винтами. Установка двойных тянущих винтов, при сходной мощности, позволяет увеличить КПД пропульсивной системы, соответственно получить несколько большую скорость судна, либо снизить расход энергии. Также преимуществом ВРК является превосходная маневренность судна.
Основной особенностью салона можно считать регулируемый уровень комфорта пассажиров. Использование так называемого «трансформируемого салона» позволяет легко менять расстояние между креслами, устанавливать подлокотники различной ширины, в том числе с разграничением локтевой зоны. Использование подлокотников в качестве ножек для столов позволяет просто переоборудовать салон под задачи проведения банкетов. Хорошая обзорность салона позволяет использование под туристические, прогулочные цели. Использование электромоторов позволяет существенно снизить уровень шума в салоне и исключить присутствие дизельного выхлопа. Полноценные гальюны позволяют разместиться и инвалидам, и женщинам с детьми. Вторая, открытая палуба судна дает возможность кругового обзора и создает возможность организации мест для курения.
Запуск проекта по выпуску судов данного типа — совместный проект ООО «НПК Морсвязьавтоматика» и ООО «Национальная резервная корпорация». За компанией Emperium стоит Александр Лебедев. В 1984–1992 годах он работал в Службе внешней разведки, в 1993 году создал Русскую инвестиционно-финансовую компанию, в 1995 году через нее приобрел Национальный резервный банк. В 2004 году на базе НРБ была создана Национальная резервная корпорация. Через нее Лебедев был акционером «Аэрофлота» (контролировал более 25% его акций), владельцем авиакомпаний Red Wings и Blue Wings. Он владел также лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.», специализирующейся на сдаче в аренду самолетов российского производства. В 2019 году предприниматель вышел из банковского бизнеса. Участвовал в выборах мэра Москвы и был депутатом Госдумы. На сайте бизнесмена проект по запуску речных электросудов назван «российским ответом Tesla».
Заказчиком судов выступает лизинговая компания «Машпромлизинг», которая передаст их компании «Пассажирский порт».
Как сообщалось в середине декабря 2021 года, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы выбрал подрядчика, который запустит работу регулярных речных перевозок в столице. Им стало ОАО «Пассажирский порт» из Ленинградской области — единственный из участников тендера, объявленного Дептрансом. Общая сумма контракта за «Оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в городе Москве, в течение 15 лет» — 19 496 811 100,00 рублей.
Контракт предусматривает строительство 21 электрического пассажирского судна, 23 причалов с 6 зарядными станциями и обустройство двух пунктов базирования и обслуживания флота.
ОАО «Пассажирский порт» — компания, учрежденная в 1999 году для управления пассажирским туристическим и прогулочным флотом ОАО «Северо-Западное пароходство», причалами на реке Неве в центре Санкт-Петербурга, речным вокзалом на проспекте Обуховской обороны и находящийся при нем гостиницей «Речная», а также судоремонтным заводом в Уткиной заводи, расположенной на противоположном берегу.
«Пассажирский порт» стал правопреемником Ленинградского пригородного пассажирского пароходства, которое было основано 7 февраля 1937 года и осуществляло пассажирские перевозки по Неве от Ленинграда до Шлиссельбурга, а также в Финском заливе, включая город Кронштадт. С 1945 года по 1960 годы организация называлась Ленинградская пассажирская пристань, с 1960 по 1973 годы — Ленинградское пассажирское агентство, с 1973 по 1999 годы — Ленинградский пассажирский порт. В октябре 2012 года ОАО «СК «Волжское пароходство» выкупило у ОАО «Северо-Западное пароходство» 100% акций ОАО «Пассажирский порт».
ОАО «Пассажирский порт» связан с круизной компанией «Водоходъ», специализирующейся на организации и проведении речных круизов в Европейской части России и на реке Енисей, а также организации прогулочных линий в Санкт-Петербурге (рейсы до Петергофа) и Нижнем Новгороде (речные прогулки по реке Волге и Оке). С 2006 по 2013 годы «Водоходъ» занимался организацией и проведением речных прогулок в Москве. В 2012 году под управление «Водохода» перешел весь пассажирский круизный флот Волжского пароходства.
Регулярные речные перевозки будут осуществляться по двум маршрутам: «Парк Фили — Киевский вокзал» и «Печатники — Автозаводский мост». В 2022 году на каждом маршруте введут в эксплуатацию по 6 плавучих причалов. В последующие годы на первом маршруте всего будет работать 13 причалов, на втором маршруте — 10 причалов. Интервал движения в 2022 году составит в среднем 30 минут, по мере ввода в эксплуатацию всех судов время ожидания между рейсами сократится до 16 минут. К маю 2024 году общее число рейсов в день на маршруте «Парк Фили — Киевский вокзал» составит 50 рейсов в день, на маршруте «Печатники — Автозаводский мост» — 63 рейса в день.
В сентябре в проекте «Активный гражданин» завершилось голосование за имя для первого электрического речного трамвайчика, который начнет работать в Москве в 2022 году. Жители выбирали из пяти вариантов: «Сетунь», «Жужа», «Яуза», «Синичка» и «Неглинка». Все имена совпадают с названиями московских рек. В итоге большинство голосов получил вариант с названием «Синичка». Всего в голосовании приняли участие 153 863 человека. Победивший вариант набрал 28,77% голосов.
Далее по теме:
21.04.2022 — В Москве готовятся к установке первого причала для речного электроаквабуса
04.05.2022 — Запуск речных электроаквабусов в Москве отложили из-за нехватки оборудования
21.05.2022 — Речной электроаквабус «Синичка» на ходовых испытаниях (ФОТО)
28.05.2022 — В Москву из Ленобласти доставили конструкции причалов для будущих электросудов
07.07.2022 — Запуск электроаквабусов в Москве перенесли на 2023 год
01.09.2022 — В Москву из Перми доставили партию причалов для новых речных акваэлектробусов
26.12.2022 — В центре Москвы открыли два причальных комплекса для речных акваэлектробусов
10.05.2023 — Из-за срыва выполнения госконтракта по подготовке запуска электрофлота «Водоходу» насчитали 108 млн рублей неустоек
15.05.2023 — В Москву доставили очередную партию причалов для электросудов
15.05.2023 — В Москву прибыла партия из 6 электроаквабусов
20.06.2023 — В Москве запустили первую линию речных аква-электробусов
01.09.2023 — В Москве изменилась стоимость проезда на речных электроаквабусах
17.09.2023 — На юго-востоке Москвы начались экспериментальные рейсы по маршруту второй линии аквабусов
29.09.2023 — Мэр Москвы Сергей Собянин открыл вторую линию акваэлектробусов
05.11.2023 — В Москву доставлены 4 аквабуса для обслуживания третьего маршрута речного электротранспорта на Москве-реке
Галерея
Возврат к списку