История теплохода «Дунай»: от флагмана Волго-Донского пароходства до элитного плавресторана в Москве
С 1959 по 1964 годы в Будапеште было построено 47 судов данного типа и по состоянию на начало 2024 года в круизные рейсы в этом сезоне могут выйти только 8 судов — «Алдан», «Александр Свешников»,«Александр Свирский», «Башкортостан», «Борис Полевой», «Бородино», «Василий Чапаев», «Григорий Пирогов» и «Сергей Образцов». 5 судов работают в качестве плавучих гостиниц и ресторанов (при чем 3 из них в Европе), еще 11 теплоходов выведены из эксплуатации, а остальные 23 уже утилизированы.
После постройки теплоход «Дунай» распределяется в Волго-Донское речное пароходство и приписан к Ростову-на-Дону. Вместе с ним из Венгрии в пароходство поступают однотипные суда «Дон» и «Днепр» (оба в 1959 году), «Аракс» и «Алдан» (оба в 1960 году) и «Баргузин» в 1961 году. Все они работают на туристических линиях Ростов-на-Дону до Волгограда, Астрахани, Горького (Нижний Новгород) и Москвы. Но «Дунай» флагман пароходства и в 1974 году его фрахтует на всю навигацию киностудия «Мосфильм» под плавучую гостиницу на время проведения съемок фильма «Они сражались за Родину».
Согласие писателя Михаила Шолохова на экранизацию первой части его романа «Они сражались за Родину» кинорежиссер Сергей Бондарчук получает в конце 1973 года. Единственное условие писателя: съемки должны проходить в местах реальных событий. Местом съемок выбирают хутор Мело-Логовский Волгоградской области, у которого на реке Дон в мае 1974 года и швартуют теплоход «Дунай». На его борту на время съемок будет жить съемочная группа и актеры — Василий Шукшин, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, сам Сергей Бондарчук, который не только режиссер картины, но и один из актеров, и многие другие.
Теплоход «Дунай» на Дону у хутора Мело-Логовский. 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Мело-Логовский на карте
25 марта 1974 года на экраны выходит художественный фильм «Калина красная». Автором сценария, режиссером-постановщиком и исполнителем главной роли в фильме стал Василий Шукшин. Еще до проката фильм обвиняют в безысходности и прославлении вора. Но критику заглушает редкое по единодушию зрительское признание картины, а Шукшин, уже известный по многим ролям в ранее вышедших фильмах, получает всенародную славу драматического актера и в фильме «Они сражались за Родину» у него одна из главных ролей.
Юрий Никулин и Василий Шукшин в читальном салоне теплохода «Дунай». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Юрий Никулин и Василий Шукшин на теплоход «Дунай». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Сергей Бондарчук и исполнитель роли Лопахина Василий Шукшин на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
В ночь с 3 на 4 октября 1974 года на 46-м году жизни Василий Шукшин скоропостижно умирает в каюте теплохода «Дунай», где он жил. Мёртвым его обнаружил близкий друг Георгий Бурков. Причиной смерти назовут инфаркт миокарда.
Тело Василия Шукшина в каюте. 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
В середине октября 1974 года завершились съемки на Дону, а недостающие эпизоды досняли уже в Москве в павильонах «Мосфильма» с помощью актёра Юрия Соловьёва, а озвучивал роль Шукшина Игорь Ефимов. На экраны фильм вышел в 1975 году и его посмотрело более 40 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», проведенном в 1976 году, «Они сражались за Родину» был признан лучшим фильмом, а Шукшин — лучшим актёром года.
«Дунай» с 1975 года возвращается вновь к туристическим рейсам, на которых судно проработает до осени 1991 года включительно. В 1977 году Союз кинематографистов СССР обратится в Министерство речного флота РСФСР с просьбой присвоить имя Василия Шукшина теплоходу «Дунай», как раз в это время многие теплоходы получали имена героев Великой Отечественной войны, актеров и писателей, но Министерство на это отвечает отказом.
В начале 1990-х Волго-Донское пароходство, как и другие компании, сталкивается с проблемой отсутствия работы для своих пассажирских судов. В эксплуатации остаются только два судна — «Алдан» и «Михаил Назаров» (бывший «Днепр»)», три других стоят на приколе у стенки. В 1993 году в Калининград продан теплоход «Михаил Чеботарев» (бывший «Аракс») — там судно будет работать плавгостиницей до июля 2003 года и закончит свой путь там же после пожара. В том же 1993-м году в Венгрию продан однотипный теплоход «Виталий Закруткин» (бывший «Дон»), а в 1995 году нашли работу и для «Дуная» — судно было продано под плавучую гостиницу и отбуксировано в Воронеж.
«Дунай» в Воронеже. Фото: «Воронежский исторический форум»
«Дунай» в Воронеже. Фото: «Воронежский исторический форум»
«Дунай» в Воронеже. Фото: «Воронежский исторический форум»
«Дунай» в Воронеже. Фото: «Воронежский исторический форум»
Затем с 1999 по 2007 годы теплоход «Дунай», все также выведенный из работы, находился на Волге в городе Кимры Тверской области, а в 2007 году был поставлен на модернизацию на судоверфь в Белом Городке (также Тверская область).
«Дунай» в Кимрах. 15.07.2004 года. Фото: Михаил Архипов
«Дунай» в Белом Городке. 2007 год. Фото: Алексей Кириллов
С сентября 2007 и до июня 2011 года теплоход находился на судоремонтном заводе в городе Калач-на-Дону (Волгоградская область), где шли работы по его переоборудованию в плавресторан — от судна остался только один корпус, а надстройка с каютами, общественными и служебными помещениями была срезана. Затем с июня 2011 и до июня 2012 года работы продолжались на «Чкаловской судоверфи» в Нижегородской области, а с лета и до декабря 2012 года — в Южном речном порту Москвы, где проходили финальные этапы по переоборудованию судна.
«Дунай» на судоремонтном заводе в Калаче-на-Дону. 01.02.2008 года.
Перегон «Дуная» на «Чкаловскую судоверфь» в Нижегородскую область. 22.06.2011 года. Фото: Дмитрий Козлов
Перегон «Дуная» с «Чкаловской судоверфи» в Южный порт Москвы. 26.06.2012 года. Фото: Максим Назаркин
«Дунай» в Южном речном порту Москвы. 20.09.2012 года. Фото: Павел Миронов
В декабре 2012 года теплоход «Дунай» своим ходом перешел из Южного речного порта Москвы в центр столицы и ошвартовался на Краснопресненской набережной между «Центром международной торговли» и выставочным комплексом «Экспоцентр», между Домом правительства РФ и деловым центром «Москва-Сити». В марте 2013 года судно получило название «Александр Блок», красивый («блатной») идентификационный номер М-01-001, а на борту теплохода был открыт ресторан «Чайка».
«Александр Блок» на Красной Пресне. 15.04.2013 года. Фото: Михаил Архипов
«Александр Блок» на Красной Пресне. 15.04.2013 года. Фото: Михаил Архипов
Название «Александр Блок» судно получило неслучайно. С 1987 по 2011 годы на этом месте был ошвартован трехпалубный теплоход «Александр Блок», в 2011-2012 годах модернизированный в Хлебниковской базе флота (Московская область, город Долгопрудный) в круизное судно и работающий сейчас под названием «Александр Грин».
«Александр Блок» на Красной Пресне. 30.06.2013 года. Фото: Михаил Архипов
Теплоход может принять на борт 100 пассажиров. На борту: три больших зала (в том числе зал с открытой кухней и зал с мягкой диванной зоной), один зал на 30-40 человек и две VIP-комнаты, рассчитанных на количество до 10 человек. Экипаж теплохода — 22 человека, включая персонал ресторана. В теплое время года залы могут трансформироваться в полностью открытую летнюю веранду на воде. При этом, судно может совершать и самостоятельные рейсы, но таковых за все время его работы в новом качестве проводилось немного и проходили они в основном по центру Москвы.
«Александр Блок» на Красной Пресне. 02.06.2021 года. Фото: Михаил Архипов
«Александр Блок» на Красной Пресне. 17.08.2023 года. Фото: Михаил Архипов
«Александр Блок» на Красной Пресне. 19.09.2023 года. Фото: Михаил Архипов
«Александр Блок» на Красной Пресне. 19.09.2023 года. Фото: Михаил Архипов