Как в Москве строят новую судоверфь и что на ней будут выпускать

Как в Москве строят новую судоверфь и что на ней будут выпускать
20 июня 2023 года выступая на церемонии запуска первой линии аквабусов по реке Москве мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в столице будет построена судоверфь на которой будут выпускаться такие суда.

«Мы с производителями судов отработали инвестиционный проект, по которому приступаем к строительству верфи по производству трех видов судов. Москва будет оказывать содействие в предоставлении земельного участка, налоговые льготы для того, чтобы проект состоялся. Ну, конечно, нужны еще и федеральная поддержка, долгосрочные заказы под такие проекты. Уверен, что новые, современные суда, в том числе электрические, будут востребованы и в Москве, и в стране», — сказал Собянин при посещении Северного речного вокзала с президентом РФ Владимиром Путиным.

Ждать пришлось недолго — уже в ноябре 2023 года на юго-востоке Москвы на Нагатинской набережной начались работы по возведению корпусов новой судоверфи. Она будет расположена на полуострове, образованном Нагатинским спрямлением реки Москвы (Нагатинский рукав) с севера и Западным заливом Нагатинского затона с юга на так называемом Меловом мысе — с 1950-х годов здесь со стороны реки располагался причал «Меловой» Южного речного порта Москвы, где производилась выгрузка судов с мелом,а со стороны затона — причал для выгрузки леса и лесосклад. В 1980-х годах площадка была ликвидирована, а территория отдана под базу дорожной техники, а частично заброшена. До осени 2023 года на территории будущей судоверфи располагался ГБУ «Жилищник» и АЗС, которые были выведены с территории строительства. Также на территории находился причал «Меловой», использовавшийся для стоянки пассажирских прогулочных судов.

МоскваНагатинская набережная, вл74 — Яндекс Карты

По состоянию на середину марта 2024 года возведен каркас будущего цеха судоверфи, после ее возведения будет строится стапель для спуска судов на воду — в Западный залив Нагатинского затона.

История Московского судостроительного завода

Строить на новой судоверфи будут три типа пассажирских прогулочно-транспортных судов, а также один круизный вариант теплоходов. Так, первой продукцией верфи станет выпуск электросудов типа «Синичка» проекта ТФРП.401 (на фото выше), которые с 2021 года строятся на площадке компании «Эмпериум» в Ленинградской области. При чем, часть судов поступала в Москву в полностью готовом к эксплуатации виде, а часть собиралась на территории Южного речного порта. Теперь производство и сборку судов планируется полностью осуществлять в столице.

Также строится здесь будут суда типа «Москва 2.0»  — пассажирское речное судно с электрической пропульсивной системой, предназначенное для речных пассажирских перевозок на регулярных внутригородских маршрутах, речных прогулок и экскурсионных маршрутов. Представляет собой модифицированную версию судов на электрическом питании типа «Синичка», главным отличием от которого стала увеличенная пассажировместимость и габариты судна.



Будут на новой судоверфи строить и электрические суда типа Cityvolt («Ситивольт») — на сайте компании «Эмпериум» оно обозначен как бесшумное, экологичное судно для прогулок и транспортных линий для Санкт-Петербурга, а в Москве предполагается его эксплуатация на реке Москве и Водоотводном канале.

История Московского судостроительного завода

Что до круизной части, то на судоверфи планируется выпуск гибридного пассажирского речного судна, которое должно будет работать на круговых маршрутах из Москвы в Москву с отправлением с Южного речного вокзала до Нижнего Новгорода по реке Москве и реке Оке, а затем подъему вверх по реке Волге до Дубны и прибытием через Канал имени Москвы на Северный речной вокзал, а затем с проходом через центр столицы снова до Южного вокзала. Этот маршрут известен с 1959 года как «Московская кругосветка» и выполняли такие рейсы пароходы проекта 737, с 1984 года их заменили на теплоходы проекта 305, но уже без сквозного движения через Москву, так как по габаритам суда не проходили под мостами, а с 2023 года полностью круговые рейсы выполняются на новом колесном теплоходе «Золотое кольцо» нижегородской компании «Гама». В мае 2023 года Собянин заявил о планах  реализации маршрута под названием «Речное Московское Золотое кольцо», а для этого необходимо строительство судна с низким надводным габаритом и уменьшенной осадкой, которое будет выпускаться на новой судоверфи. На сайте компании «Эмпериум» представлен проект «Байкал», но с заявленными характеристиками его эксплуатация на таком маршруте невозможна, поэтому для нового маршрута проект будет переработан.

История Московского судостроительного завода

При этом, новая верфь строится в 150 метрах севернее того места, где с 1945 по 2015 годы находился Московский судостроительный и судоремонтный завод, выпускавший пассажирские и грузовые речные суда. Успешно работающее предприятие — а суда выпускали на нем вплоть до закрытия, пало жертвой месторасположения, которое приглянулось для строительства очередного жилого комплекса. История предприятия «Московская судостроительная верфь» (МСВ), а именно под таким названием в 1930 году заработало предприятие, заслуживает отдельного рассказа.

Первоначально верфь была размещена на реке Москве в районе Лужников, на территории по которой сейчас расположен спорткомплекс Лужники и проходит Лужнецкая набережная. Адресом судоверфи была улица Лужники, дом 6А.

Московская судостроительная верфь в Лужниках

МоскваЛужнецкая набережная, 6с1 — Яндекс Карты


История Московского судостроительного завода

История Московского судостроительного завода

История Московского судостроительного завода

Первой массовой продукцией стал выпуск пассажирского катера с деревянным корпусом типа МСВ («Водный автобус») для Московского управления речного пригородного пароходства (позже — «Пассажирский порт» в составе Московского речного пароходства). Именно эти суда стали использоваться для регулярного внутригородского водного сообщения в Москве с 1930-х годов. С начала 1940-х годов на верфи строились речные газоходы типа «МСВ-30», а позже их заменили буксиры проекта 431 и 522.

Катер типа МСВ

История Московского судостроительного завода

История Московского судостроительного завода

После Великой Отечественной войны в связи с расширением производства и выпуском новых типов судов для судоверфи была образована новая площадка в районе Нагатино на юго-востоке Москвы в Нагатинском затоне. Верфь в Лужниках была ликвидирована в 1955 году, когда началось строительство Большой спортивной арены (стадион «Лужники»).

Московский судостроительный завод в Нагатино

МоскваНагатинский затон — Яндекс Карты

В Нагатино с 1947 года стали выпускаться пассажирские речные суда проекта 544 типа «Москвич» («Эмка» или речной «Москвич») для внутригородских маршрутов и пригородного сообщения. С 1957 года — пассажирские суда для местных пригородных линий типа «ОМ» («Озёрный Москвич») проекта 780, с 1959 года — почти однотипные пассажирский суда типа «МО» («Москвич Озёрный»), с 1968 года — прогулочные речные суда типа «Нева» проекта Р-35 для работы в Ленинграде (Санкт-Петербург), с 1969 года — прогулочные речные суда типа «Москва» проекта Р-51, а с 1983 года — прогулочно-транспортные речные суда типа «Московский» проекта 81080.

Корпуса завода в Нагатино (2014 год)

История Московского судостроительного завода

Теплоход типа «Москвич»



Теплоход типа «ОМ»



Теплоход типа «МО»

История Московского судостроительного завода

Теплоход типа «Нева»



Теплоход типа «Москва»

История Московского судостроительного завода

Теплоход типа «Московский»



С 1964 года на Московском судостроительном судоремонтном заводе выпускали скоростные суда типа «Заря», а в 1983 году им на смену пришли пассажирские скоростные суда типа «Луч».

Судно типа «Заря»

История Московского судостроительного завода

Судно типа «Луч»



Серию буксиров 522 с 1966 года продолжили буксиры-толкачи типа «Речной» проекта 908.

История Московского судостроительного завода

В 1990-х годах объем строительства пассажирских и грузовых судов по известным причинам резко упал, но спасло предприятие заказы на другие продукции — пограничные катера проекта 14081, которые строились с 1996 года, с 1998 года для работы в Москве строились самоходные нефтемусоросборщики типа «МС» (проект 82180), «НС» (проект 82190) и «МНС» (проект 82191) и суда технического флота — разъездные катера типа «Путейский» проекта 3050 и катера «МРВ-14» (выпускались с 2012 года).

Судно типа «МС»

История Московского судостроительного завода

Катер типа «Путейский»

История Московского судостроительного завода

С начала 2000-х годов Московский судостроительный завод перешел на выпуск моторных пассажирских яхт. Для продвижения была придумана торговая марка Timmerman — в честь голландского купца и учителя Петра І по корабельному мастерству Тиммермана Франца Фёдоровича. Яхты строились, в основном, одиночными заказами, но были и серии по 2-3 однотипных судна («Сократ», «Северная звезда», «Новая звезда», «Эксодус» и т.п.). Среди самых известных — яхта «Паллада», построенная для РПЦ.

История Московского судостроительного завода

Сейчас встретить яхтенную продукцию МССЗ можно в разных странах — от Норвегии до Австралии. Последней стала яхта Beluga транс-атлантического класса — сейчас это Amadeus 1, базирующаяся в Хорватии.

История Московского судостроительного завода

В 2010 году на Московском судостроительном заводе заложили последнюю серию пассажирских судов — теплоходы проекта 23020. Первоначально серия получила название «Пилигрим», но головное судно серии было сдано в эксплуатацию с названием «Столичный». Строившиеся в дальнейшем по этому проекту суда затем получали собственные названия, в том числе три судна под серийным названием «Астраханец». Часть судов спустили на воду в Москве, но достраивали их же на «Верфи Нобелей» в Рыбинске.



Буксировка последнего катера для ВМФ, построенного в Москве на достройку в Рыбинск в мае 2015 года.

История Московского судостроительного завода

В октябре 2014 года на МССЗ пришел на достройку из Рыбинска пассажирский круизный теплоход под названием «Танаис». На заводе он провел два года, сменив затем название на «Княгиня Ольга», и в октябре 2016 года покинул завод (в 2017 году принят в эксплуатацию под названием «Штандарт») став последним судном, к производству которого имел отношения завод.

История Московского судостроительного завода

На этом история завода была закончена: в последние годы все корпуса были снесены, стапели и эллинги разобраны, а территория застроена жилым комплексом «Ривер Парк».

История Московского судостроительного завода

История Московского судостроительного завода

Возврат к списку