Как развивался и был организован речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и был организован речной круизный туризм для интуристов в СССР
Специализированная организация по иностранному туризму в СССР «Интурист» начала свою работу в апреле 1929 года, когда Совет труда и обороны СССР выпустил постановление «Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР». Учредителями ГАО стали Наркомат торговли СССР, Совторгфлот, Наркомат путей сообщения СССР и еще несколько организаций. Для развития туристического направления в 1933 году ГАО «Интурист» было объединено со Всесоюзным акционерным обществом «Отель». Так появилось Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист». В начале 1930-х годов отделение ВАО «Интурист» появилось в Нью-Йорке (США), были открыты офисы в Англии, Германии и других странах.

При этом в предвоенном СССР число принятых зарубежных туристов было небольшим: в 1936 году было принято 13 437 иностранных гостей, что было максимальным годовым показателем для предвоенного периода. Первоначально интерес к поездкам в СССР проявляли в основном общественные деятели, журналисты, политики. В 1920–1930-е годы страну посетили Теодор Драйзер, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Рабиндранат Тагор и другие лица меньшего значения.

Вторая Мировая война и Великая Отечественная война на несколько лет полностью остановили развитие въездного туризма, но со второй половины 1940-х годов начали вновь формироваться турпотоки — иностранцы прибывали для участия в международных мероприятиях – первым таким событием стало празднование 800-летия Москвы, которое отмечалось в 1947 году.

В июле 1957 года в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который посетили 34 000 человек из 131 страны мира. Он не только стал самым массовым за свою историю, но и, фактически, открыл СССР для массового въездного туризма — уже к началу 1960-х годов зарубежный турпоток превысил 1 млн человек в год (в середине 1950-х — около 550 тысяч человек).

С конца 1950-х годов для популяризации въездного туризма «Интурист» стал организовывать не только сухопутные, но и речные туры в СССР для зарубежных туристов. В 1958 году «Интурист» в кооперации с Минречфлотом РСФСР запустил первую специализированную речную туристскую линию для зарубежных гостей, маршрут которой прошел от Казани до Ростова-на-Дону по реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон.

Первым судном, выполнившим рейс по новому маршруту летом 1958 года, стал дизель-электроход «Украина» (в 2010 году судно получило название «Булгария», а летом 2011 года затонуло на Волге, унеся жизни 122 человек), построенный по проекту 785 в 1953 году в Чехословакии и работавший до этого времени в Волжском пароходстве на транспортной линии Москва — Ростов-на-Дону. «Украина» проработала на линии Казань — Ростов-на-Дону до 1961 года, а затем выполняла рейсы по этому маршруту в 1964 году.



С 1959 года по 1964 годы между Казанью и Ростовом работал трехпалубный теплоход Волжского пароходства «Добрыня Никитич», построенный по проекту 588 в 1957 году в Германии. В то время это было судно представительского класса — на нем отдыхали руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт, член Президиума ЦК КПСС Анастас Микоян, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, лидер Кубы Фидель Кастро и другие официальные лица. Вместе с «Добрыней» в первой половине 1960-х годов на интуристовском маршруте также эпизодически работали однотипные теплоходы «Алеша Попович», «Михаил Лермонтов» и «Юрий Долгорукий».

Теплоход «Добрыня Никитич».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Алеша Попович» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон. Фото из рекламного буклета на русском и английском языках.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Из рекламного буклета о путешествии из Казани в Ростов-на-Дону на теплоходе «Юрий Долгорукий».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

С 1965 по 1973 годы от «Интуриста» на маршруте Казань — Ростов-на-Дону и в обратном направлении работали трехпалубные теплоходы проекта 588 немецкой постройки «Козьма Минин» и «Н. В. Гоголь» Волжского объединенного речного пароходства.

Теплоход «Козьма Минин» в Волгограде.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Козьма Минин» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Козьма Минин» на зеленой стоянке Жигули.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Члены экипажа теплохода «Козьма Минин» снимаются в роли туристов для рекламного буклета о путешествии по Волге.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

С 1973 года и по 1991 год включительно на маршруте работали более комфортабельные туристические суда Волжского пароходства австрийской постройки — «Александр Пушкин» и «Максим Горький».

Теплоход «Максим Горький» в Казани.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Александр Пушкин» в Волгограде, вместе с теплоходами «Карл Маркс» и «Н.А. Некрасов».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

В 1980-х годах вместе с ними маршрут обслуживали два четырехпалубных теплоходах 301 проекта: с 1982 года и по 1991 год включительно рейсы с иностранными туристами выполнял теплоход «Николай Чернышевский», а с 1984 по 1987 годы работал теплоход «Александр Радищев».

На борту теплохода «Николай Чернышевский», отправляющегося из Ростова-на-Дону в Казань.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Разумеется, что никто не собирался свободно впускать в страну иностранцев и давать им вольно разгуливать по городам и селам, где захочется. Требовалось разработать фиксированные туристические маршруты. Это касалось и речного путешествия — здесь стоянки были составлены с учетом специфики городов по маршруту.

Стандартная программа выглядела так. После нескольких дней в Москве туристов самолетом доставляли в Казань. В Казани проводилась автобусная экскурсия с посещением Казанского кремля и Казанского университета (тут упор делался на студенческие годы Ленина), после чего их доставляли на речной вокзал Казани, откуда начиналось путешествие по Волге и Дону.

Спасская башня в Казанском кремле и туристические автобусы.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Речной вокзал в Казани постройки 1962 года, еще не испорченного модернизацией 2005 года.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Перед отправлением из Казани.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Первой стоянкой на маршруте после Казани был город Ульяновск — еще одно знаковое место, связанное с Лениным, где в апреле 1870 года родился вождь мирового пролетариата. Стоянка в Ульяновске занимала весь день, а в ходе нее туристам организовывалась обзорная автобусная экскурсия по городу с посещение дома, где родился Владимир Ульянов. К 1970 году, в честь 100-летия вождя, там построили монументальный Ленинский мемориал.

На речном вокзале в Ульяновске.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Пионеры и пенсионеры.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

По ленинским местам в Ульяновске.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Следующая стоянка, продолжительностью двое суток, была организована на Куйбышевском водохранилище и называлась Жигули. Она была оборудована (на период навигации устанавливался «Дебаркадер-106») у правого берега реки Волги в заливе Жигулёвская Труба, между Усинским курганом и горой Девьей, у подножья Молодецкого кургана, а название получила по расположенному в двух километрах от нее села Жигули. По типу она относилась к «зеленым стоянкам»: туристам предлагали отдых на пляже, купание, прогулки в лес, восхождение на Молодецкий курган, прогулки на катере в устье реки Уса, спортивные игры, рыбалку, проведение конкурсов на лучший букет полевых цветов, лучшего грибника, рыбака, а вечером — танцы и хороводы у «Костра дружбы» и встречу с пионерской дружиной лагеря «Жигулевский Артек».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Стоянка Жигули на карте.

Молодецкий курганДостопримечательность в Самарской области


С 1967 года для посещения иностранными туристами стал доступен город Тольятти, выстроенный в 1950-1960-х годах на новом месте — исторический город Ставрополь-на-Волге был затоплен при образовании Куйбышевского водохранилища. Для этого в Тольятти был организован отдельный филиал ВАО «Интурист». Ввиду этого стоянка у Жигулей была сокращена на сутки — второй день суда швартовались в самом Тольятти, где туристами предлагали экскурсию с посещением нового советского-итальянского Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а также экскурсией с посещением Жигулевской ГЭС (в то время — Куйбышевская ГЭС, а позже Волжская ГЭС имени Ленина), запущенной в эксплуатацию в 1957 году. С 1973 года стали проводится обзорные экскурсии и по самому Тольятти.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

В навигацию 1971 года стоянку Жигули перенесли от Молодецкого кургана ниже по течению и она была открыта на полуострове Копылово в Комсомольском районе города Тольятти, на правом берегу реки Волги в межшлюзовом бьефе (между шлюзами №21 и №22 Жигулевского гидроузла, находившимися выше по течению, и шлюзами №23 и №24, расположенными ниже).

Достаточно любопытен момент, почему место стоянки судов перенесли от села Жигули в район Тольятти. Как пояснялось, причиной этого стало неподобающее поведение местного населения: «работники совхоза в грязной одежде на мотоциклах и машинах подъезжают к теплоходу и рвутся в буфет за пивом...», «хулиганы ломают грибки и навесы на пляже», «... некоторые туристы вместо отдыха самостоятельно уходят в расположенное в 3-4 км от причала с. Жигули, где находят много «подходящих» объектов для объективов своих фото и видеокамер (ветхие дома, грязные улицы, неопрятно одетые люди)».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Стоянка Копылово на карте.

ПляжПляж в Тольятти


Следующая стоянка была у села Осиновка Куйбышевской (Самарской) области, на правом берегу реки Волги, в 3 км ниже по течению, чем нынешняя стоянка Винновка и в 30 км к юго-западу от Куйбышева (Самары). В Куйбышев теплоходы не заходили, так как до 1991 года он имел статус закрытого для посещения иностранцами города. При этом, точной информации, когда была организована стоянка в Осиновке нет: в расписании и фото 1960-х годов она не встречается, но есть на фото интуристов периода 1970-х годов.

«Александр Пушкин» в Осиновке.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Стоянка Осиновка на карте.

Яндекс КартыСело Осиновка — Яндекс Карты


На реке Волге в 1970-х годах: на скорых линиях еще работают пароходы, а по реке идет сплав леса.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

После Осиновки следующей стоянкой был небольшой остров на Волге Саратовской области. Как и в случае с Куйбышевом заходов судов с иностранными туристами в Саратов не было из-за статуса закрытого города. Поэтому и была организована спецстоянка на интуристовском маршруте у города Балаково, в местечке с романтическим названием «Девушкин остров» (сейчас обозначается как остров Пустынный). Как и в Жугулях, на период навигации здесь устанавливали дебаркадер («Дебаркадер-131»), а программа зеленой стоянки была аналогична предыдущей — купание, рыбная ловля и активные мероприятия на природе.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Александр Пушкин» на стоянке «Девушкин остров».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Николай Чернышевский» на стоянке «Девушкин остров».

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Стоянка «Девушкин остров» на карте.

Яндекс КартыОстров Пустынный — Яндекс Карты


Ввиду того, что стоянка была на острове, контакты с местным населением были минимизированы. Но останавливались здесь не только теплоходы с интуристами, а также суда, работавшие на спецрейсах. Например, здесь была стоянка у теплоходов «Лев Толстой» и «Советская Россия», работавших в 1970-1980-х годах от 4-го Главного управления при Минздраве СССР (Москва — Астрахань, Москва — Таганрог). Обычные теплоходы с отдыхающими здесь не причаливали. После 1991 года стоянка «Девушкин остров» была закрыта и больше судозаходов сюда не осуществлялось.

Следующей стоянкой был город-герой Волгоград, где в программу экскурсии входило посещение Мамаева Кургана, а с 1982 года и музея «Сталинградская битва», а также экскурсия на Волжскую ГЭС (в то время и до начала 1990-х — Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС).

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Затем суда шли по Волго-Донскому каналу до реки Дон. Во время перехода по Цимлянскому водохранилищу на борту проводился Праздник Нептуна.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

На реке Дон в Ростовской области была организована еще одна зеленая стоянка — на острове Чебачий в Семикаракорском районе, напротив устья реки Северский Донец, ниже города Константиновск. Стоянка была организованна с программой аналогичной стоянкам в Жигулях и на Девушкином острове. Здесь примечателен факт, что стоянка Чебачий была предназначена исключительно для интуристских судов и теплоходов на спецрейсах, а для советских отдыхающих была организована рядом аналогичная зеленая стоянка под названием Усть-Донецкая. Обе стоянки в 1990-х годах были закрыты и ныне не существуют.

Теплоходы «Николай Чернышевский» и «Лев Толстой» у острова Чебачий на реке Дон.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Николай Чернышевский» у острова Чебачий на реке Дон.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Остров Чебачий на карте:

Яндекс КартыОстров Чебачий — Яндекс Карты


Конечная точка маршрута — город Ростов-на-Дону, где была организована двухдневная экскурсионная программа с ночевкой на судне, после чего туристы самолетом возвращались обратно в Москву. По Ростову экскурсионная программа ничем не отличалась от стандартной для того времени для советских туристов, разве что в 1982 году специально для обслуживания интуристов на левом берегу Дона был открыт ресторанный комплекс «Петровский причал», включавший в себя стилизованный под парусное судно петровских времен ресторан на 40 посадочных мест — именно столько вмещали автобусы марки «Икарус», на которых раньше интуристов возили по Ростову-на-Дону. Здесь гостям предлагали хлеба и зрелищ: дегустацию блюд южной русской кухни с непременной ростовской ухой под выступления фольклорных ансамблей. С закрытием спецлинии в 1990-х комплекс преобразился в обычный береговой кабак-шалман, а в 2014 году был сожжен под строительство на освободившийся территории нового гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом.

Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Теплоход «Николай Чернышевский» в Ростове-на-Дону.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Ресторанный комплекс «Петровский причал» в Ростове-на-Дону в 1984 году.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

В 1970-1980-е годы «Интурист» предлагал маршруты по 135 городам всех союзных республик. Кроме речного путешествия по Волге и Дону предлагались круизы по Днепру и Черному морю — из Киева до Одессы, но без захода в Крым, а также круизы по реке Лене из Якутска.

Теплоход «Евгений Вучетич» (сейчас — «Маленький принц») в рейсе Киев — Одесса.

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Круиз для иностранных туристов по Днепру на теплоходе «В.И. Ленин» (сейчас — «Михаил Булгаков»).

Как развивался и проходил речной круизный туризм для интуристов в СССР

Вклад в развитие туризма «Интуриста» огромный — именно во многом благодаря его активной деятельности и влиятельности были сохранены и отреставрированы уникальные памятники архитектуры России, получило развитие туризма по «Золотому кольцу», а также возрождены народные ремесла (гжель, хохлома, палех).

С началом перестройки интерес к поездкам в СССР за рубежом многократно возрос и уже к концу 1980-х «Интурист» утратил монополию на прием и обслуживание иностранных туристов. В 1989 году прошли первые рейсы с иностранными туристами по маршруту Москва — Ленинград (Санкт-Петербург) и Москва — Казань на теплоходах «Леонид Красин» и «Николай Бауман» (сейчас «Княжна Анастасия»), которые продавались за рубежом уже не только по линии «Интуриста», а и через СП (совместные предприятия). И в том же 1989 году теплоход «Михаил Ломоносов» Беломорско-Онежского пароходства впервые выполнил рейс Ленинград — Валаам — Кижи — Петрозаводск с туристами из Финляндии.

В 1990 году на тогда еще советский рынок вышел и первый прямой фрахтователь, которым стала швейцарская компания Miggel Turgau («Миггель Тургау»), взявшая в аренду в Северо-Западном речном пароходстве новейший на то время четырехпалубный теплоход «Нарком Пахомов» (сейчас «Викинг Ингвар»). Тогда же, с 1990-го года, для интуристов стали доступны рейсы и по Енисею — на теплоходе «Антон Чехов».

С крахом СССР в 1991 году рухнула и вся система туристических речных перевозок. Отлаженная схема работы в условиях, когда пароходствам не было нужды беспокоится о загрузке, маршрутах и продаже круизов перестала действовать, а как работать в новых условиях никто тогда понять не мог. В таких условиях стабильно чувствовали себя только два направления в пассажирских речных перевозках. Это транспортные межрегиональные линии, содержавшиеся за счет дотаций от государства, а также суда, работавшие с загрузкой иностранными туристами. Именно въездной туризм, развивавшийся с конца 1950-х годов, в начале 1990-х набрал максимальные обороты и стал настоящим спасением для пароходств — за счет работы с интуром удавалось получать стабильно оплату, которая шла на поддержание и судов, работавших с российскими туристами. Но это уже другая история.

Дата публикации: 15.03.2025
Возврат к списку