Как развивался и был организован речной круизный туризм для интуристов в СССР

Специализированная организация по иностранному туризму в СССР «Интурист» начала свою работу в апреле 1929 года, когда Совет труда и обороны СССР выпустил постановление «Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР». Учредителями ГАО стали Наркомат торговли СССР, Совторгфлот, Наркомат путей сообщения СССР и еще несколько организаций. Для развития туристического направления в 1933 году ГАО «Интурист» было объединено со Всесоюзным акционерным обществом «Отель». Так появилось Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист». В начале 1930-х годов отделение ВАО «Интурист» появилось в Нью-Йорке (США), были открыты офисы в Англии, Германии и других странах.
При этом в предвоенном СССР число принятых зарубежных туристов было небольшим: в 1936 году было принято 13 437 иностранных гостей, что было максимальным годовым показателем для предвоенного периода. Первоначально интерес к поездкам в СССР проявляли в основном общественные деятели, журналисты, политики. В 1920–1930-е годы страну посетили Теодор Драйзер, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Рабиндранат Тагор и другие лица меньшего значения.
Вторая Мировая война и Великая Отечественная война на несколько лет полностью остановили развитие въездного туризма, но со второй половины 1940-х годов начали вновь формироваться турпотоки — иностранцы прибывали для участия в международных мероприятиях – первым таким событием стало празднование 800-летия Москвы, которое отмечалось в 1947 году.
В июле 1957 года в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который посетили 34 000 человек из 131 страны мира. Он не только стал самым массовым за свою историю, но и, фактически, открыл СССР для массового въездного туризма — уже к началу 1960-х годов зарубежный турпоток превысил 1 млн человек в год (в середине 1950-х — около 550 тысяч человек).
С конца 1950-х годов для популяризации въездного туризма «Интурист» стал организовывать не только сухопутные, но и речные туры в СССР для зарубежных туристов. В 1958 году «Интурист» в кооперации с Минречфлотом РСФСР запустил первую специализированную речную туристскую линию для зарубежных гостей, маршрут которой прошел от Казани до Ростова-на-Дону по реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон.
Первым судном, выполнившим рейс по новому маршруту летом 1958 года, стал дизель-электроход «Украина» (в 2010 году судно получило название «Булгария», а летом 2011 года затонуло на Волге, унеся жизни 122 человек), построенный по проекту 785 в 1953 году в Чехословакии и работавший до этого времени в Волжском пароходстве на транспортной линии Москва — Ростов-на-Дону. «Украина» проработала на линии Казань — Ростов-на-Дону до 1961 года, а затем выполняла рейсы по этому маршруту в 1964 году.

С 1959 года по 1964 годы между Казанью и Ростовом работал трехпалубный теплоход Волжского пароходства «Добрыня Никитич», построенный по проекту 588 в 1957 году в Германии. В то время это было судно представительского класса — на нем отдыхали руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт, член Президиума ЦК КПСС Анастас Микоян, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, лидер Кубы Фидель Кастро и другие официальные лица. Вместе с «Добрыней» в первой половине 1960-х годов на интуристовском маршруте также эпизодически работали однотипные теплоходы «Алеша Попович», «Михаил Лермонтов» и «Юрий Долгорукий».
Теплоход «Добрыня Никитич».

Теплоход «Алеша Попович» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон. Фото из рекламного буклета на русском и английском языках.

Из рекламного буклета о путешествии из Казани в Ростов-на-Дону на теплоходе «Юрий Долгорукий».








С 1965 по 1973 годы от «Интуриста» на маршруте Казань — Ростов-на-Дону и в обратном направлении работали трехпалубные теплоходы проекта 588 немецкой постройки «Козьма Минин» и «Н. В. Гоголь» Волжского объединенного речного пароходства.
Теплоход «Козьма Минин» в Волгограде.

Теплоход «Козьма Минин» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон.

Теплоход «Козьма Минин» на зеленой стоянке Жигули.

Члены экипажа теплохода «Козьма Минин» снимаются в роли туристов для рекламного буклета о путешествии по Волге.







С 1973 года и по 1991 год включительно на маршруте работали более комфортабельные туристические суда Волжского пароходства австрийской постройки — «Александр Пушкин» и «Максим Горький».
Теплоход «Максим Горький» в Казани.

Теплоход «Александр Пушкин» в Волгограде, вместе с теплоходами «Карл Маркс» и «Н.А. Некрасов».

В 1980-х годах вместе с ними маршрут обслуживали два четырехпалубных теплоходах 301 проекта: с 1982 года и по 1991 год включительно рейсы с иностранными туристами выполнял теплоход «Николай Чернышевский», а с 1984 по 1987 годы работал теплоход «Александр Радищев».
На борту теплохода «Николай Чернышевский», отправляющегося из Ростова-на-Дону в Казань.



Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Разумеется, что никто не собирался свободно впускать в страну иностранцев и давать им вольно разгуливать по городам и селам, где захочется. Требовалось разработать фиксированные туристические маршруты. Это касалось и речного путешествия — здесь стоянки были составлены с учетом специфики городов по маршруту.
Стандартная программа выглядела так. После нескольких дней в Москве туристов самолетом доставляли в Казань. В Казани проводилась автобусная экскурсия с посещением Казанского кремля и Казанского университета (тут упор делался на студенческие годы Ленина), после чего их доставляли на речной вокзал Казани, откуда начиналось путешествие по Волге и Дону.
Спасская башня в Казанском кремле и туристические автобусы.

Речной вокзал в Казани постройки 1962 года, еще не испорченного модернизацией 2005 года.

Перед отправлением из Казани.

Первой стоянкой на маршруте после Казани был город Ульяновск — еще одно знаковое место, связанное с Лениным, где в апреле 1870 года родился вождь мирового пролетариата. Стоянка в Ульяновске занимала весь день, а в ходе нее туристам организовывалась обзорная автобусная экскурсия по городу с посещение дома, где родился Владимир Ульянов. К 1970 году, в честь 100-летия вождя, там построили монументальный Ленинский мемориал.
На речном вокзале в Ульяновске.


Пионеры и пенсионеры.

По ленинским местам в Ульяновске.



Следующая стоянка, продолжительностью двое суток, была организована на Куйбышевском водохранилище и называлась Жигули. Она была оборудована (на период навигации устанавливался «Дебаркадер-106») у правого берега реки Волги в заливе Жигулёвская Труба, между Усинским курганом и горой Девьей, у подножья Молодецкого кургана, а название получила по расположенному в двух километрах от нее села Жигули. По типу она относилась к «зеленым стоянкам»: туристам предлагали отдых на пляже, купание, прогулки в лес, восхождение на Молодецкий курган, прогулки на катере в устье реки Уса, спортивные игры, рыбалку, проведение конкурсов на лучший букет полевых цветов, лучшего грибника, рыбака, а вечером — танцы и хороводы у «Костра дружбы» и встречу с пионерской дружиной лагеря «Жигулевский Артек».




Стоянка Жигули на карте.
С 1967 года для посещения иностранными туристами стал доступен город Тольятти, выстроенный в 1950-1960-х годах на новом месте — исторический город Ставрополь-на-Волге был затоплен при образовании Куйбышевского водохранилища. Для этого в Тольятти был организован отдельный филиал ВАО «Интурист». Ввиду этого стоянка у Жигулей была сокращена на сутки — второй день суда швартовались в самом Тольятти, где туристами предлагали экскурсию с посещением нового советского-итальянского Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а также экскурсией с посещением Жигулевской ГЭС (в то время — Куйбышевская ГЭС, а позже Волжская ГЭС имени Ленина), запущенной в эксплуатацию в 1957 году. С 1973 года стали проводится обзорные экскурсии и по самому Тольятти.


В навигацию 1971 года стоянку Жигули перенесли от Молодецкого кургана ниже по течению и она была открыта на полуострове Копылово в Комсомольском районе города Тольятти, на правом берегу реки Волги в межшлюзовом бьефе (между шлюзами №21 и №22 Жигулевского гидроузла, находившимися выше по течению, и шлюзами №23 и №24, расположенными ниже).
Достаточно любопытен момент, почему место стоянки судов перенесли от села Жигули в район Тольятти. Как пояснялось, причиной этого стало неподобающее поведение местного населения: «работники совхоза в грязной одежде на мотоциклах и машинах подъезжают к теплоходу и рвутся в буфет за пивом...», «хулиганы ломают грибки и навесы на пляже», «... некоторые туристы вместо отдыха самостоятельно уходят в расположенное в 3-4 км от причала с. Жигули, где находят много «подходящих» объектов для объективов своих фото и видеокамер (ветхие дома, грязные улицы, неопрятно одетые люди)».





Стоянка Копылово на карте.
Следующая стоянка была у села Осиновка Куйбышевской (Самарской) области, на правом берегу реки Волги, в 3 км ниже по течению, чем нынешняя стоянка Винновка и в 30 км к юго-западу от Куйбышева (Самары). В Куйбышев теплоходы не заходили, так как до 1991 года он имел статус закрытого для посещения иностранцами города. При этом, точной информации, когда была организована стоянка в Осиновке нет: в расписании и фото 1960-х годов она не встречается, но есть на фото интуристов периода 1970-х годов.
«Александр Пушкин» в Осиновке.

Стоянка Осиновка на карте.
На реке Волге в 1970-х годах: на скорых линиях еще работают пароходы, а по реке идет сплав леса.


После Осиновки следующей стоянкой был небольшой остров на Волге Саратовской области. Как и в случае с Куйбышевом заходов судов с иностранными туристами в Саратов не было из-за статуса закрытого города. Поэтому и была организована спецстоянка на интуристовском маршруте у города Балаково, в местечке с романтическим названием «Девушкин остров» (сейчас обозначается как остров Пустынный). Как и в Жугулях, на период навигации здесь устанавливали дебаркадер («Дебаркадер-131»), а программа зеленой стоянки была аналогична предыдущей — купание, рыбная ловля и активные мероприятия на природе.

Теплоход «Александр Пушкин» на стоянке «Девушкин остров».


Теплоход «Николай Чернышевский» на стоянке «Девушкин остров».

Стоянка «Девушкин остров» на карте.
Ввиду того, что стоянка была на острове, контакты с местным населением были минимизированы. Но останавливались здесь не только теплоходы с интуристами, а также суда, работавшие на спецрейсах. Например, здесь была стоянка у теплоходов «Лев Толстой» и «Советская Россия», работавших в 1970-1980-х годах от 4-го Главного управления при Минздраве СССР (Москва — Астрахань, Москва — Таганрог). Обычные теплоходы с отдыхающими здесь не причаливали. После 1991 года стоянка «Девушкин остров» была закрыта и больше судозаходов сюда не осуществлялось.
Следующей стоянкой был город-герой Волгоград, где в программу экскурсии входило посещение Мамаева Кургана, а с 1982 года и музея «Сталинградская битва», а также экскурсия на Волжскую ГЭС (в то время и до начала 1990-х — Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС).



Затем суда шли по Волго-Донскому каналу до реки Дон. Во время перехода по Цимлянскому водохранилищу на борту проводился Праздник Нептуна.





На реке Дон в Ростовской области была организована еще одна зеленая стоянка — на острове Чебачий в Семикаракорском районе, напротив устья реки Северский Донец, ниже города Константиновск. Стоянка была организованна с программой аналогичной стоянкам в Жигулях и на Девушкином острове. Здесь примечателен факт, что стоянка Чебачий была предназначена исключительно для интуристских судов и теплоходов на спецрейсах, а для советских отдыхающих была организована рядом аналогичная зеленая стоянка под названием Усть-Донецкая. Обе стоянки в 1990-х годах были закрыты и ныне не существуют.
Теплоходы «Николай Чернышевский» и «Лев Толстой» у острова Чебачий на реке Дон.

Теплоход «Николай Чернышевский» у острова Чебачий на реке Дон.


Остров Чебачий на карте:
Конечная точка маршрута — город Ростов-на-Дону, где была организована двухдневная экскурсионная программа с ночевкой на судне, после чего туристы самолетом возвращались обратно в Москву. По Ростову экскурсионная программа ничем не отличалась от стандартной для того времени для советских туристов, разве что в 1982 году специально для обслуживания интуристов на левом берегу Дона был открыт ресторанный комплекс «Петровский причал», включавший в себя стилизованный под парусное судно петровских времен ресторан на 40 посадочных мест — именно столько вмещали автобусы марки «Икарус», на которых раньше интуристов возили по Ростову-на-Дону. Здесь гостям предлагали хлеба и зрелищ: дегустацию блюд южной русской кухни с непременной ростовской ухой под выступления фольклорных ансамблей. С закрытием спецлинии в 1990-х комплекс преобразился в обычный береговой кабак-шалман, а в 2014 году был сожжен под строительство на освободившийся территории нового гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом.
Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Теплоход «Николай Чернышевский» в Ростове-на-Дону.

Ресторанный комплекс «Петровский причал» в Ростове-на-Дону в 1984 году.

В 1970-1980-е годы «Интурист» предлагал маршруты по 135 городам всех союзных республик. Кроме речного путешествия по Волге и Дону предлагались круизы по Днепру и Черному морю — из Киева до Одессы, но без захода в Крым, а также круизы по реке Лене из Якутска.
Теплоход «Евгений Вучетич» (сейчас — «Маленький принц») в рейсе Киев — Одесса.

Круиз для иностранных туристов по Днепру на теплоходе «В.И. Ленин» (сейчас — «Михаил Булгаков»).

Вклад в развитие туризма «Интуриста» огромный — именно во многом благодаря его активной деятельности и влиятельности были сохранены и отреставрированы уникальные памятники архитектуры России, получило развитие туризма по «Золотому кольцу», а также возрождены народные ремесла (гжель, хохлома, палех).
С началом перестройки интерес к поездкам в СССР за рубежом многократно возрос и уже к концу 1980-х «Интурист» утратил монополию на прием и обслуживание иностранных туристов. В 1989 году прошли первые рейсы с иностранными туристами по маршруту Москва — Ленинград (Санкт-Петербург) и Москва — Казань на теплоходах «Леонид Красин» и «Николай Бауман» (сейчас «Княжна Анастасия»), которые продавались за рубежом уже не только по линии «Интуриста», а и через СП (совместные предприятия). И в том же 1989 году теплоход «Михаил Ломоносов» Беломорско-Онежского пароходства впервые выполнил рейс Ленинград — Валаам — Кижи — Петрозаводск с туристами из Финляндии.
В 1990 году на тогда еще советский рынок вышел и первый прямой фрахтователь, которым стала швейцарская компания Miggel Turgau («Миггель Тургау»), взявшая в аренду в Северо-Западном речном пароходстве новейший на то время четырехпалубный теплоход «Нарком Пахомов» (сейчас «Викинг Ингвар»). Тогда же, с 1990-го года, для интуристов стали доступны рейсы и по Енисею — на теплоходе «Антон Чехов».
С крахом СССР в 1991 году рухнула и вся система туристических речных перевозок. Отлаженная схема работы в условиях, когда пароходствам не было нужды беспокоится о загрузке, маршрутах и продаже круизов перестала действовать, а как работать в новых условиях никто тогда понять не мог. В таких условиях стабильно чувствовали себя только два направления в пассажирских речных перевозках. Это транспортные межрегиональные линии, содержавшиеся за счет дотаций от государства, а также суда, работавшие с загрузкой иностранными туристами. Именно въездной туризм, развивавшийся с конца 1950-х годов, в начале 1990-х набрал максимальные обороты и стал настоящим спасением для пароходств — за счет работы с интуром удавалось получать стабильно оплату, которая шла на поддержание и судов, работавших с российскими туристами. Но это уже другая история.
Дата публикации: 15.03.2025
При этом в предвоенном СССР число принятых зарубежных туристов было небольшим: в 1936 году было принято 13 437 иностранных гостей, что было максимальным годовым показателем для предвоенного периода. Первоначально интерес к поездкам в СССР проявляли в основном общественные деятели, журналисты, политики. В 1920–1930-е годы страну посетили Теодор Драйзер, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Рабиндранат Тагор и другие лица меньшего значения.
Вторая Мировая война и Великая Отечественная война на несколько лет полностью остановили развитие въездного туризма, но со второй половины 1940-х годов начали вновь формироваться турпотоки — иностранцы прибывали для участия в международных мероприятиях – первым таким событием стало празднование 800-летия Москвы, которое отмечалось в 1947 году.
В июле 1957 года в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который посетили 34 000 человек из 131 страны мира. Он не только стал самым массовым за свою историю, но и, фактически, открыл СССР для массового въездного туризма — уже к началу 1960-х годов зарубежный турпоток превысил 1 млн человек в год (в середине 1950-х — около 550 тысяч человек).
С конца 1950-х годов для популяризации въездного туризма «Интурист» стал организовывать не только сухопутные, но и речные туры в СССР для зарубежных туристов. В 1958 году «Интурист» в кооперации с Минречфлотом РСФСР запустил первую специализированную речную туристскую линию для зарубежных гостей, маршрут которой прошел от Казани до Ростова-на-Дону по реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон.
Первым судном, выполнившим рейс по новому маршруту летом 1958 года, стал дизель-электроход «Украина» (в 2010 году судно получило название «Булгария», а летом 2011 года затонуло на Волге, унеся жизни 122 человек), построенный по проекту 785 в 1953 году в Чехословакии и работавший до этого времени в Волжском пароходстве на транспортной линии Москва — Ростов-на-Дону. «Украина» проработала на линии Казань — Ростов-на-Дону до 1961 года, а затем выполняла рейсы по этому маршруту в 1964 году.

С 1959 года по 1964 годы между Казанью и Ростовом работал трехпалубный теплоход Волжского пароходства «Добрыня Никитич», построенный по проекту 588 в 1957 году в Германии. В то время это было судно представительского класса — на нем отдыхали руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт, член Президиума ЦК КПСС Анастас Микоян, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, лидер Кубы Фидель Кастро и другие официальные лица. Вместе с «Добрыней» в первой половине 1960-х годов на интуристовском маршруте также эпизодически работали однотипные теплоходы «Алеша Попович», «Михаил Лермонтов» и «Юрий Долгорукий».
Теплоход «Добрыня Никитич».

Теплоход «Алеша Попович» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон. Фото из рекламного буклета на русском и английском языках.

Из рекламного буклета о путешествии из Казани в Ростов-на-Дону на теплоходе «Юрий Долгорукий».








С 1965 по 1973 годы от «Интуриста» на маршруте Казань — Ростов-на-Дону и в обратном направлении работали трехпалубные теплоходы проекта 588 немецкой постройки «Козьма Минин» и «Н. В. Гоголь» Волжского объединенного речного пароходства.
Теплоход «Козьма Минин» в Волгограде.

Теплоход «Козьма Минин» в шлюзе №15 ВДСК на реке Дон.

Теплоход «Козьма Минин» на зеленой стоянке Жигули.

Члены экипажа теплохода «Козьма Минин» снимаются в роли туристов для рекламного буклета о путешествии по Волге.







С 1973 года и по 1991 год включительно на маршруте работали более комфортабельные туристические суда Волжского пароходства австрийской постройки — «Александр Пушкин» и «Максим Горький».
Теплоход «Максим Горький» в Казани.

Теплоход «Александр Пушкин» в Волгограде, вместе с теплоходами «Карл Маркс» и «Н.А. Некрасов».

В 1980-х годах вместе с ними маршрут обслуживали два четырехпалубных теплоходах 301 проекта: с 1982 года и по 1991 год включительно рейсы с иностранными туристами выполнял теплоход «Николай Чернышевский», а с 1984 по 1987 годы работал теплоход «Александр Радищев».
На борту теплохода «Николай Чернышевский», отправляющегося из Ростова-на-Дону в Казань.



Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Разумеется, что никто не собирался свободно впускать в страну иностранцев и давать им вольно разгуливать по городам и селам, где захочется. Требовалось разработать фиксированные туристические маршруты. Это касалось и речного путешествия — здесь стоянки были составлены с учетом специфики городов по маршруту.
Стандартная программа выглядела так. После нескольких дней в Москве туристов самолетом доставляли в Казань. В Казани проводилась автобусная экскурсия с посещением Казанского кремля и Казанского университета (тут упор делался на студенческие годы Ленина), после чего их доставляли на речной вокзал Казани, откуда начиналось путешествие по Волге и Дону.
Спасская башня в Казанском кремле и туристические автобусы.

Речной вокзал в Казани постройки 1962 года, еще не испорченного модернизацией 2005 года.

Перед отправлением из Казани.

Первой стоянкой на маршруте после Казани был город Ульяновск — еще одно знаковое место, связанное с Лениным, где в апреле 1870 года родился вождь мирового пролетариата. Стоянка в Ульяновске занимала весь день, а в ходе нее туристам организовывалась обзорная автобусная экскурсия по городу с посещение дома, где родился Владимир Ульянов. К 1970 году, в честь 100-летия вождя, там построили монументальный Ленинский мемориал.
На речном вокзале в Ульяновске.


Пионеры и пенсионеры.

По ленинским местам в Ульяновске.



Следующая стоянка, продолжительностью двое суток, была организована на Куйбышевском водохранилище и называлась Жигули. Она была оборудована (на период навигации устанавливался «Дебаркадер-106») у правого берега реки Волги в заливе Жигулёвская Труба, между Усинским курганом и горой Девьей, у подножья Молодецкого кургана, а название получила по расположенному в двух километрах от нее села Жигули. По типу она относилась к «зеленым стоянкам»: туристам предлагали отдых на пляже, купание, прогулки в лес, восхождение на Молодецкий курган, прогулки на катере в устье реки Уса, спортивные игры, рыбалку, проведение конкурсов на лучший букет полевых цветов, лучшего грибника, рыбака, а вечером — танцы и хороводы у «Костра дружбы» и встречу с пионерской дружиной лагеря «Жигулевский Артек».




Стоянка Жигули на карте.
С 1967 года для посещения иностранными туристами стал доступен город Тольятти, выстроенный в 1950-1960-х годах на новом месте — исторический город Ставрополь-на-Волге был затоплен при образовании Куйбышевского водохранилища. Для этого в Тольятти был организован отдельный филиал ВАО «Интурист». Ввиду этого стоянка у Жигулей была сокращена на сутки — второй день суда швартовались в самом Тольятти, где туристами предлагали экскурсию с посещением нового советского-итальянского Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а также экскурсией с посещением Жигулевской ГЭС (в то время — Куйбышевская ГЭС, а позже Волжская ГЭС имени Ленина), запущенной в эксплуатацию в 1957 году. С 1973 года стали проводится обзорные экскурсии и по самому Тольятти.


В навигацию 1971 года стоянку Жигули перенесли от Молодецкого кургана ниже по течению и она была открыта на полуострове Копылово в Комсомольском районе города Тольятти, на правом берегу реки Волги в межшлюзовом бьефе (между шлюзами №21 и №22 Жигулевского гидроузла, находившимися выше по течению, и шлюзами №23 и №24, расположенными ниже).
Достаточно любопытен момент, почему место стоянки судов перенесли от села Жигули в район Тольятти. Как пояснялось, причиной этого стало неподобающее поведение местного населения: «работники совхоза в грязной одежде на мотоциклах и машинах подъезжают к теплоходу и рвутся в буфет за пивом...», «хулиганы ломают грибки и навесы на пляже», «... некоторые туристы вместо отдыха самостоятельно уходят в расположенное в 3-4 км от причала с. Жигули, где находят много «подходящих» объектов для объективов своих фото и видеокамер (ветхие дома, грязные улицы, неопрятно одетые люди)».





Стоянка Копылово на карте.
Следующая стоянка была у села Осиновка Куйбышевской (Самарской) области, на правом берегу реки Волги, в 3 км ниже по течению, чем нынешняя стоянка Винновка и в 30 км к юго-западу от Куйбышева (Самары). В Куйбышев теплоходы не заходили, так как до 1991 года он имел статус закрытого для посещения иностранцами города. При этом, точной информации, когда была организована стоянка в Осиновке нет: в расписании и фото 1960-х годов она не встречается, но есть на фото интуристов периода 1970-х годов.
«Александр Пушкин» в Осиновке.

Стоянка Осиновка на карте.
На реке Волге в 1970-х годах: на скорых линиях еще работают пароходы, а по реке идет сплав леса.


После Осиновки следующей стоянкой был небольшой остров на Волге Саратовской области. Как и в случае с Куйбышевом заходов судов с иностранными туристами в Саратов не было из-за статуса закрытого города. Поэтому и была организована спецстоянка на интуристовском маршруте у города Балаково, в местечке с романтическим названием «Девушкин остров» (сейчас обозначается как остров Пустынный). Как и в Жугулях, на период навигации здесь устанавливали дебаркадер («Дебаркадер-131»), а программа зеленой стоянки была аналогична предыдущей — купание, рыбная ловля и активные мероприятия на природе.

Теплоход «Александр Пушкин» на стоянке «Девушкин остров».


Теплоход «Николай Чернышевский» на стоянке «Девушкин остров».

Стоянка «Девушкин остров» на карте.
Ввиду того, что стоянка была на острове, контакты с местным населением были минимизированы. Но останавливались здесь не только теплоходы с интуристами, а также суда, работавшие на спецрейсах. Например, здесь была стоянка у теплоходов «Лев Толстой» и «Советская Россия», работавших в 1970-1980-х годах от 4-го Главного управления при Минздраве СССР (Москва — Астрахань, Москва — Таганрог). Обычные теплоходы с отдыхающими здесь не причаливали. После 1991 года стоянка «Девушкин остров» была закрыта и больше судозаходов сюда не осуществлялось.
Следующей стоянкой был город-герой Волгоград, где в программу экскурсии входило посещение Мамаева Кургана, а с 1982 года и музея «Сталинградская битва», а также экскурсия на Волжскую ГЭС (в то время и до начала 1990-х — Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС).



Затем суда шли по Волго-Донскому каналу до реки Дон. Во время перехода по Цимлянскому водохранилищу на борту проводился Праздник Нептуна.





На реке Дон в Ростовской области была организована еще одна зеленая стоянка — на острове Чебачий в Семикаракорском районе, напротив устья реки Северский Донец, ниже города Константиновск. Стоянка была организованна с программой аналогичной стоянкам в Жигулях и на Девушкином острове. Здесь примечателен факт, что стоянка Чебачий была предназначена исключительно для интуристских судов и теплоходов на спецрейсах, а для советских отдыхающих была организована рядом аналогичная зеленая стоянка под названием Усть-Донецкая. Обе стоянки в 1990-х годах были закрыты и ныне не существуют.
Теплоходы «Николай Чернышевский» и «Лев Толстой» у острова Чебачий на реке Дон.

Теплоход «Николай Чернышевский» у острова Чебачий на реке Дон.


Остров Чебачий на карте:
Конечная точка маршрута — город Ростов-на-Дону, где была организована двухдневная экскурсионная программа с ночевкой на судне, после чего туристы самолетом возвращались обратно в Москву. По Ростову экскурсионная программа ничем не отличалась от стандартной для того времени для советских туристов, разве что в 1982 году специально для обслуживания интуристов на левом берегу Дона был открыт ресторанный комплекс «Петровский причал», включавший в себя стилизованный под парусное судно петровских времен ресторан на 40 посадочных мест — именно столько вмещали автобусы марки «Икарус», на которых раньше интуристов возили по Ростову-на-Дону. Здесь гостям предлагали хлеба и зрелищ: дегустацию блюд южной русской кухни с непременной ростовской ухой под выступления фольклорных ансамблей. С закрытием спецлинии в 1990-х комплекс преобразился в обычный береговой кабак-шалман, а в 2014 году был сожжен под строительство на освободившийся территории нового гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом.
Теплоход «Александр Радищев» в Ростове-на-Дону.

Теплоход «Николай Чернышевский» в Ростове-на-Дону.

Ресторанный комплекс «Петровский причал» в Ростове-на-Дону в 1984 году.

В 1970-1980-е годы «Интурист» предлагал маршруты по 135 городам всех союзных республик. Кроме речного путешествия по Волге и Дону предлагались круизы по Днепру и Черному морю — из Киева до Одессы, но без захода в Крым, а также круизы по реке Лене из Якутска.
Теплоход «Евгений Вучетич» (сейчас — «Маленький принц») в рейсе Киев — Одесса.

Круиз для иностранных туристов по Днепру на теплоходе «В.И. Ленин» (сейчас — «Михаил Булгаков»).

Вклад в развитие туризма «Интуриста» огромный — именно во многом благодаря его активной деятельности и влиятельности были сохранены и отреставрированы уникальные памятники архитектуры России, получило развитие туризма по «Золотому кольцу», а также возрождены народные ремесла (гжель, хохлома, палех).
С началом перестройки интерес к поездкам в СССР за рубежом многократно возрос и уже к концу 1980-х «Интурист» утратил монополию на прием и обслуживание иностранных туристов. В 1989 году прошли первые рейсы с иностранными туристами по маршруту Москва — Ленинград (Санкт-Петербург) и Москва — Казань на теплоходах «Леонид Красин» и «Николай Бауман» (сейчас «Княжна Анастасия»), которые продавались за рубежом уже не только по линии «Интуриста», а и через СП (совместные предприятия). И в том же 1989 году теплоход «Михаил Ломоносов» Беломорско-Онежского пароходства впервые выполнил рейс Ленинград — Валаам — Кижи — Петрозаводск с туристами из Финляндии.
В 1990 году на тогда еще советский рынок вышел и первый прямой фрахтователь, которым стала швейцарская компания Miggel Turgau («Миггель Тургау»), взявшая в аренду в Северо-Западном речном пароходстве новейший на то время четырехпалубный теплоход «Нарком Пахомов» (сейчас «Викинг Ингвар»). Тогда же, с 1990-го года, для интуристов стали доступны рейсы и по Енисею — на теплоходе «Антон Чехов».
С крахом СССР в 1991 году рухнула и вся система туристических речных перевозок. Отлаженная схема работы в условиях, когда пароходствам не было нужды беспокоится о загрузке, маршрутах и продаже круизов перестала действовать, а как работать в новых условиях никто тогда понять не мог. В таких условиях стабильно чувствовали себя только два направления в пассажирских речных перевозках. Это транспортные межрегиональные линии, содержавшиеся за счет дотаций от государства, а также суда, работавшие с загрузкой иностранными туристами. Именно въездной туризм, развивавшийся с конца 1950-х годов, в начале 1990-х набрал максимальные обороты и стал настоящим спасением для пароходств — за счет работы с интуром удавалось получать стабильно оплату, которая шла на поддержание и судов, работавших с российскими туристами. Но это уже другая история.